Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М.,
судей Мухортых Е.Н, Соловьевой Т.П,
при секретаре И,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца М.Е.Н. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований М.Е.Н. к ГБУ города Москвы "Жилищник района Якиманка" о признании договора управления многоквартирным домом по адресу: ***, заключенным между ГБУ "Жилищник района Якиманка" и собственниками помещений в доме недействительным с момента его заключения в части отсутствия в нём порядка изменения перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, признании недействительным с момента его заключения в части отсутствия в нём информации, установленной подпунктом "п" пункта 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, признании, недействительным с момента его заключения в части отсутствия в его Приложении 2 "Перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме" объёмов, стоимости, графика (сроков) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и в части отсутствия в его Приложении 4 "Перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома" объёмов, стоимости, графика (сроков) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД - отказать в полном объеме,
установила:
М.Е.Н. обратилась с иском к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Якиманка" о признании договора управления многоквартирным домом по адресу: ***, заключенного между ГБУ "Жилищник района Якиманка" и собственниками помещений в доме, недействительным с момента его заключения в части отсутствия в нём порядка изменения перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, признании недействительным с момента его заключения в части отсутствия в нём информации, установленной подпунктом "п" пункта 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, признании, недействительным с момента его заключения в части отсутствия в его Приложении 2 "Перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме" объёмов, стоимости, графика (сроков) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и в части отсутствия в его Приложении 4 "Перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома" объёмов, стоимости, графика (сроков) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД.
В обоснование заявленных требований указала о том, что с 22.06.2015 является собственником жилого помещения в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: ***.
ГБУ г..Москвы "Жилищник района Якиманка" является управляющей организацией МКД в соответствии с договором управления, заключенным с собственниками помещений в МКД. Ответчик, созданный 23.10.2014, является правопреемником ГУП г..Москвы "ДЕЗ района Якиманка". Поскольку истец стала собственником помещения в МКД 22.06.2015, то ранее не знала об условиях договора управления. При этом условия договора управления МКД прямо затрагивают права и интересы истца, так как в силу ч. 4 ст.162 ЖК РФ " Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме". 30 апреля 2018 года истец узнала от собственника квартиры N18 в МКД Д.Д.Н, что договор управления МКД является ничтожным, поскольку был частично заключен на условиях, нарушающих требования Жилищного кодекса РФ, что неоднократно установлено судом в рамках дел об административных правонарушениях в отношении ответчика. В договоре управления, составленном ГБУ, отсутствует порядок изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, что является нарушением п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ (от 29.12.2004 N188-ФЗ).
Также в договоре управления, составленном ГБУ, отсутствует обязательная информация, предписанная ч. 1 ст.157 ЖК РФ, пп. "п" п.31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, а именно: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны; порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, в том числе
настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; в случае принятия в субъекте РФ решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности): сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении; сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности); сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а также о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки Мосжилинспекцией были составлены акты проверок, установлены факты нарушения ответчиком требований действующего законодательства.
Кроме того, в договоре управления, составленном ГБУ, отсутствуют объёмы, стоимости, периодичности услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, что является нарушением ч. 3 ст.162 ЖК РФ, пункта 8 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами". Мосжилинспекцией неоднократно были выданы в адрес ответчика предписания об устранении нарушений ч.3 ст.162 ЖК РФ и внесении в договор управления соответствующей информации, при этом ответчик не исполнил требований и был неоднократно привлечен к административной ответственности.
В судебном заседании суда первой инстанции истец М.Е.Н. и ее представитель Д.Д.Н. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ГБУ "Жилищник района Якиманка" по доверенности К.О.П. в судебном заседании просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит истец М.Е.Н.
В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2 ст. 163 ЖК РФ, управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч. 4 ст. 161 ЖК РФ открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (ред. от 04.03.2015) "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 22.06.2015 М.Е.Н. является собственником жилого помещения в МКД по адресу: ***.
В соответствии с общедоступной информацией на официальном сайте Правительства Москвы www.dom.mos.ru: ГБУ "Жилищник района Якиманка" является управляющей организацией МКД в соответствии с договором управления, заключенным с собственниками помещений в МКД.
ГБУ, созданное 23.10.2014, является правопреемником ГУП г.Москвы "ДЕЗ района Якиманка" согласно пункту 2 распоряжения префектуры ЦАО г.Москвы от 06.10.2014 N406-р и пункту 1.2 Устава ГБУ.
Согласно протоколу N2 от 27.02.2013 общего собрания собственников помещений в МКД по вышеуказанному адресу были утверждены условия договора управления МКД путем 100 % голосов собственников квартир. Договор управления был заключен сроком на 5 лет и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях при отсутствии решения общего собрания собственников о прекращении этого договора.
Нарушений действующего законодательства при проведении общего собрания собственников многоквартирного дома по вышеуказанному адресу и при принятии решения, допущено не было, поскольку установленный общим собранием порядок подсчета голосов, определенный исходя из равенства одного голоса одному квадратному метру общей площади, в полном объеме соответствует положениям ст. ст. 48, 37 ЖК РФ. Формулировки принятых решений по сути совпадают с формулировками вопросов повестки дня.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что условия договора управления МКД, с учетом внесенных в него изменений на основании общего собрания собственников помещений от 31.01.2018, соответствует положениям ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, в нем отсутствуют положения, ущемляющие права собственников помещений в указанном доме, а, кроме того, учел, что условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4 ст. 162 ЖК РФ).
Также судом принято во внимание, что на общем собрании собственников от 31.01.2018 изменения, о которых просит истец, в договор управления не вносились, полномочий действовать от имени всех собственников МКД у истца не имеется. Договор управления заключен между ГБУ "Жилищник района Якиманка" и собственниками помещений МКД. Истец требования об изменении документа, утвержденного и подписанного двумя сторонами, предъявляет только к одной из сторон договора - ГБУ "Жилищник района Якиманка", требований ко всем собственникам помещений не заявляет, что может привести к нарушению прав остальных собственников, которые с действующей редакцией договора управления согласны.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у коллегии не имеется.
Обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы о том, что договор управления заключен на условиях, нарушающих требования Жилищного кодекса РФ, не влекут отмену решения суда, поскольку решение собственников от 27.02.2013, которым утверждены условия договора управления, не признано недействительным, следовательно, являются действующим.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик неоднократно привлекался к административной ответственности за невыполнение предписаний Мосжилинспекции, выводы суда не опровергают.
Действующее законодательство позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.