Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Мызниковой Н.В, Лобовой Л.В,
при секретаре Долгой И.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Заикиной О.В. на решение Симоновского районного суда города Москвы от 30 октября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Заикиной О.В. к ПАО "Московский индустриальный Банк" об обязании производить выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Заикина О.В. 11.05.2017 направила в суд иск к ПАО "Московский индустриальный Банк" (далее - ПАО "МИнБанк"), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 30) просила об обязании ответчика производить выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере с 30.06.2016 до достижения ребенком возраста трех лет, взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 руб, мотивируя обращение тем, что постоянно проживает по месту жительства по адресу: ***, являющейся территорией, подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и состоит в трудовых отношениях с ПАО "МИнБанк"; в связи с рождением ребенка *** она находилась в отпуске по беременности и родам, который прерван по ее заявлению и с *** истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком; поскольку на момент рождения ребенка истец проживала на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, то размер пособия по уходу за ребенком должен исчисляться в двойном размере на основании ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действующей до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ с учетом положений ч. 2 ст. 8 указанного закона, и ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", однако пособие по уходу за ребенком ей было назначено в размере 40% заработка, что истец полагает незаконным, нарушающим ее право на социальное обеспечение и причиняющим моральный вред.
В судебном заседании истец требования поддержала, ответчик иск не признал.
30.10.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Заикина О.В. по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.08.2018.
В заседании судебной коллегии истец Заикина О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика ПАО "МИнБанк" по доверенности Арабажи С.А. против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решении суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Заикина О.В, *** года рождения, уроженка ***, постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: *** (л.д. 55-54).
Согласно справке администрации МО Щекинского района Тульской области, территория *** отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074, в связи с чем Заикина О.В. имеет право на льготы согласно ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 19).
Истец состоит в трудовых отношениях с ПАО "МИнБанк", работая в должности *** операционного офиса "Отделение в г. ***"; в связи с рождением *** у истца ребенка (л.д. 11) на основании листка временной нетрудоспособности, оформленного на период с 09.03.2016 по 26.07.2016 (л.д. 9), в соответствии с заявлением истца от *** (л.д. 38), приказом работодателя от *** N *** ей был предоставлен отпуск по беременности и родам (л.д. 36-38).
*** истец обратилась к ответчику с заявлениями о прерывании отпуска по беременности и родам с удержанием выплаченного пособия за период с 30.06.2016 по 26.07.2016 и предоставлении с *** отпуска по уходу за ребенком, назначении ежемесячной компенсационной выплаты в размере *** руб, как матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком и ежемесячного пособия в двойном размере по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (л.д. 13-15,18).
На основании указанных заявлений приказами работодателя от *** N ***, *** отпуск Заикиной О.В. по беременности и родам прерван, с *** ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком по достижении им возраста 3 лет и назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в двойном размере (л.д. 20-21), в дальнейшем указанные приказы были отменены на основании письма филиала N 6 ГУ-МРО ФСС РФ ввиду невозможности применения положений ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
М еры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом установлены статьей 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1), которые предусматривают, что г ражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 5, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 18 настоящего Закона.
В силу п. 7 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 в редакции, действовавшей до 30.06.2016, гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" внесены изменения в Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1, вступившие в силу с 01.07.2016 и п. 7 ст. 18 Закона изложен в редакции, предусматривающей ежемесячную выплату на каждого ребенка: до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей, в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей.
Действительно, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые постоянно проживают (работают) на территориях зон, указанных в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074, и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30.06.2016, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом от 15.051991 N 1244-1 в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ, до наступления оснований прекращения выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", устанавливающей право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, и в ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", устанавливающей условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, закреплено правило, согласно которому матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
В п. 52 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н, предусмотрено, что матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком; в этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Заикиной О.В. с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными положениями действующего законодательства и обоснованно исходил из того, что в данном случае ежемесячный размер пособия по беременности и родам истца составлял *** руб, а пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в двойном размере составило бы *** руб, то есть меньше пособия по беременности и родам, что не основано на требованиях ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ и ч. 5 ст. 13 Федерального закона 19.05.1995 N 81-ФЗ.
Ссылка истца на положения ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ о сохранении за гражданами, которые постоянно проживают (работают) на территориях зон, указанных в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074, и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до ***, права на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом от 15.051991 N 1244-1 в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ, т.е. в двойном размере, а не в твердой денежной сумме, не влечет отмену решения суда, поскольку такое назначение пособия, а следовательно и сохранение права на него, возможно только с учетом применения положений ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ и ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, что в данном случае не соблюдено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Заикиной О.В. не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда и основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда города Москвы от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Заикиной О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.