Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
судей Мызниковой Н.В, Масленниковой Л.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Алехиной Н.М на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2018 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в стаж Алехиной Н.М. на соответствующих видах работ в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периоды с 29.08.1994 г. по 30.06.1995 г, с 01.09.1995 г. по 30.06.1999 г, с 26.08.1999 г. по 31.08.1999 г, с 01.11.1999 г. по 19.05.2002 г, с 12.01.2015 г. по 07.02.2015 г, с 24.02.2004 г. по 12.03.2004 г, с 03.06.2004 г. по 04.06.2004 г, с 06.08.2007 г. по 10.08.2007 г, с 10.11.2008 г. по 23.11.2008 г.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Алехина Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В обоснование заявленных требований указывала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в назначении пенсии по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" было отказано из-за отсутствия специального стажа.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Алехина Н.М.
Истец в заседание судебной коллегии не явилась, о дне слушания дела извещена, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п раво на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности,
имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В силу пункта 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно- медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.
Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работе по охране здоровья населения и перечню структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год и 6 месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066 с изменениями от 19.02.2001 г. установлен перечень должностей врачей и среднего медицинского персонала, которые пользуются правом на льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, в соответствии с которым врачи - судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи-заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала, отделов (отделений) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральных судебно-медицинских лабораторий, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов пользуются правом на льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения
и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, правом на льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев пользуются врачи-судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи-заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала отделов (отделений) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.
Как следует из материалов дела, 21.09.2017 г. Алехина Н.М. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области Алехиной Н.М. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком установлен стаж истца на соответствующих видах работ 17 лет 07 месяцев 01 день.
В специальный стаж истца не были включены периоды работы:
- с 21.03.2005 г. по 17.12.2006 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992 г.;
- с 29.08.1994 г. по 30.06.1995 г, с 01.09.1995 г. по 30.06.1999 г, с 26.08.1999 г. по 31.08.1999 г, с 01.11.1999 г. по 19.05.2002 г. - лаборант, ассистент кафедры судебной медицины в Московской медицинской Академии им. Сеченова;
- с 24.02.2004 г. по 12.03.2004 г, с 03.06.2004 г. по 04.06.2004 г, с 06.08.2007 г. по 10.08.2007 г, с 10.11.2008 г. по 23.11.2008 г. - командировки;
- с 12.01.2015 г. по 07.02.2015 г. - курсы повышения квалификации.
Истец просила обязать ответчика указанные периоды включить в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, в льготном исчислении, как 1 год за 01 год и 06 мес, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.
Решение суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, периоды с 29.08.1994 г. по 30.06.1995 г, с 01.09.1995 г. по 30.06.1999 г, с 26.08.1999 г. по 31.08.1999 г, с 01.11.1999 г. по 19.05.2002 г, с 12.01.2015 г. по 07.02.2015 г, с 24.02.2004 г. по 12.03.2004 г, с 03.06.2004 г. по 04.06.2004 г, с 06.08.2007 г. по 10.08.2007 г, с 10.11.2008 г. по 23.11.2008 г. сторонами не обжалуется, соответственно, в силу ст.327.1 ГПК РФ, судебной коллегией не проверяется.
Рассматривая требования истца об обязании ответчика включить в подсчет ее специального стажа период отпуска по уходу за ребенком с 21.03.2005г. по 17.12.2006г, суд пришел к выводу о том, что оснований для обязания ответчика данный период включить в подсчет специального стажа не имеется, так как данный отпуск начался после 06.10.1992г, при этом, суд принял во внимание правовую позицию, Верховного Суда РФ, изложенную п. 27 постановления Пленума от 11.12.2012 N 30 - при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При включении в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, периодов с 29.08.1994 г. по 30.06.1995 г, с 01.09.1995 г. по 30.06.1999 г, с 26.08.1999 г. по 31.08.1999 г, с 01.11.1999 г. по 19.05.2002 г, с 12.01.2015 г. по 07.02.2015 г, с 24.02.2004 г. по 12.03.2004 г, с 03.06.2004 г. по 04.06.2004 г, с 06.08.2007 г. по 10.08.2007 г, с 10.11.2008 г. по 23.11.2008 г, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами ( 17 лет 07 мес.01дн.), у истца на дату обращения в пенсионные органы отсутствовал необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по основаниям п.2 ч.1ст.30 Закона "О страховых пенсиях", в связи с чем в удовлетворении требований истца об обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости было отказано.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что судом не было дано оценки тому, что периоды с 20.05.2002г. по 19.05.2003г, с 05.04.2012г. по 11.01.2015г, с 08.02.2015г. по 20.09.2017г. ответчик включил в подсчет специального стажа в календарном исчислении, что, как в апелляционной жалобе утверждает истец, является неправильным, не может служить основанием для отмены решения суда, так как, в силу ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает заявленные требования, истцом требований об обязании ответчика названные периоды включить в подсчет специального стажа в льготном исчислении, как 1 год за 01 год и 06 мес, заявлено не было ( л.д. 2-7 - исковое заявление, л.д. 59-64 - уточненное исковое заявление).
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик определилспециальный стаж истца как 18 лет 10 мес.09 дн, опровергается материалами дела, из решения пенсионных органов следует, что специальный стаж истца пенсионными органами определен как 17 лет 07 мес. 01 дн, что было подтверждено представителем ответчика и в судебном заседании судебной коллегии.
Здесь следует отметить, что в обоснование данного довода истец ссылается на приложенную к апелляционной жалобе таблицу расчета стажа (л.д.99), однако, из этой таблицы следует, что в ней приведен расчет только тех периодов, которые суд обязал ответчика включить в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, как 1 год за 01 год и 06 мес, эти периоды именно в льготном исчислении составляют 11 лет 01 мес.21 дн, то есть, до необходимых 30 лет не хватает 18 лет 10 месяцев 09 дн, что и отражено в таблице, при этом, пенсионными органами в подсчет специального стажа истца включено 17 лет 07 мес. 01 дн, то есть и данная таблица, не смотря на то, что сведений о том, что этот документ изготовлен ответчиком, не имеется, свидетельствует о том, что с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, периодов, которые суд обязал ответчика включить в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости составлял менее требуемых 30 лет: 17 лет 07 мес.01 дн. + 11 лет 01 мес. 21 дн=28 лет 08 мес.22дн.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда года Москвы от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.