Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.,
судей Шипиковой А.Г,Васильевой Е.В,
при секретаре Ляховой М.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 11 сентября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Юдаевой И.М. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения, обязании включить в состав учетного дела иных членов семьи, удовлетворить частично.
Признать незаконными требования Департамента городского имущества города Москвы, изложенные в уведомлении Департамента городского имущества г.Москвы от...
Возложить на ДГИ г.Москвы обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть запрос Юдаевой И.М. от... о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело".
В удовлетворении иска в остальной части - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истецЮдаева И.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения, обязании включить в состав учетного дела иных членов семьи.
В обосновании своих требований истец указала, что распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от... истец и ее супруг Юдаев И.А. признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с даты подачи заявления... Семья истца проживает и зарегистрирована с... года по месту жительства по адресу:... года истец обратилась в Департамент городского имущества города Москвы путем подачи заявления в МФЦ района Головинский о внесении изменения в учетное дело в целях включения в учетное дело троих несовершеннолетних детей на основании заявления их законного представителя. Однако... года истцу было отказано в приеме документов, с указанием, что обратилось лицо, которое не является получателем государственной услуги. Истец, полагая свои права нарушенными, обратилась с вышеуказанными требованиями.
Истец Юдаева И.М. в судебное заседание явилась, поддержала требования в полном объеме.
Представитель ответчикаДепартамента городского имущества города Москвы по доверенности Пак И.Р. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указав, что требования Департамента городского имущества города Москвы соответствуют закону.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцева С.В. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Гущарина И.П.в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец Юдаева И.М. в заседание судебной коллегии явилась, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании ч. 1 ст. 115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 2 и 6 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, а также вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Порядок и условия принятия граждан в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлены Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 годаN 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
На основании ч. 1 ст. 32 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" решение о предоставлении субсидии принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 г.N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 12 указанного выше Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от... Юдаева И.М. и ее супруг Юдаев И.А. признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с даты подачи заявления... года.
Семья истца проживает и зарегистрирована с... года по месту жительства по адресу: г.., общежитие.
... года истец обратилась в Департамент городского имущества города Москвы путем подачи заявления в МФЦ района Головинский о внесении изменения в учетное дело в целях включения в учетное дело троих несовершеннолетних детей на основании заявления их законного представителя.
... года истцу было отказано в приеме документов, с указанием, что обратилось лицо, которое не является получателем государственной услуги.
Как установлено в судебном заседании, для оказания государственной услуги истцом были предоставлены следующие документы: документ, удостоверяющий личность супруга (паспорт Юдаева И.А.); заявление;документ, удостоверяющий личность члена семьи (паспорт Юдаева И.И.), доверенность на имя Юдаевой И.М. на право представления интересов Юдаева И.А.; свидетельство о рождении сына Юдаева И.И.; свидетельство о рождении дочери Юдаевой Е.И.; свидетельство о рождении сына Юдаева И.И.; справка о регистрации и составе семьи; копия ордера на занимаемое жилое помещение; удостоверение многодетной семьи города Москвы; распоряжение N... года; документ удостоверяющий личность заявителя (паспорт на имя Юдаевой И.М.).
При этом, из предоставленных в материалы дела документов следует, чтозаявление об оказании государственной услуги было подписано истцом отсвоего имени и от имени Юдаева И.А. по доверенности.., в соответствии с которой гр. Юдаев И.А. уполномочивает Юдаеву И.М, в том числе, подписывать,подавать, представлять, собирать и получать от его имени любые заявления.
В соответствии с 2.8.1.6 Административного регламента предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений", может быть отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в случае обращения за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем на предоставление государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.
В соответствии с п. 2.4.1.1. Регламента, в качестве заявителей выступают физические лица граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, состоящие на жилищном учете и обратившиеся с запросом о предоставлении им государственной услуги в целях включения в учетное дело несовершеннолетних детей на основании заявлений их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей), состоящих на жилищном учете и проживающих с несовершеннолетними детьми в одном жилом помещении.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт наличия доверенности на право обращения в государственные органы, а также проживания детей, совместно родителями по месту регистрации, что свидетельствует о незаконности отказа Департамента городского имущества города Москвы изложенного в уведомлении об отказе в приеме документов от...
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об удовлетворении иска в части признаниянезаконным требования Департамента городского имущества города Москвы, изложенного в уведомлении Департамента городского имущества г.Москвы от... с возложением на Департамент городского имущества города Москвы обязанности в установленном порядке повторно рассмотреть запрос Юдаевой И.М. от... о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело".
При этом, суд не установилправовых оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании ответчика включить несовершеннолетних детей Юдаева И.И.... г.р, Юдаеву Е.И.... г.р, Юдаева И.И.... г. в учетное дело, поскольку, суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
Суд, в соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти, а, следовательно, не может принять решение по вопросу перерегистрации, однако полагает необходимым обязать ответчика рассмотреть вопрос о включении в состав учетного дела несовершеннолетних членов семьи.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы о том, что выводы суда первой инстанции противоречат нормам материального права, являются необоснованными и направлены на иное толкование и применение норм действующего законодательства, с которым судебная коллегия согласиться не может.
Согласно 5.2. Постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года 1100-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельного положения правового акта) города Москвы" (вместе с "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело"), прием и рассмотрение заявлений законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) несовершеннолетних детей о принятиинесовершеннолетних детей на жилищный учет осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений".
С заявлением о принятии на жилищный учет несовершеннолетних детей обращаются их законные представители (родители, опекуны, попечители), состоящие на жилищном учете и проживающие в одном жилом помещении с несовершеннолетними детьми.
Принятие на жилищный учет несовершеннолетних детей осуществляется на основании решения Департамента городского имущества города Москвы, в том числе на основании решения Департамента городского имущества города Москвы о предоставлении семье жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
При принятии на жилищный учет несовершеннолетних детей новое учетное дело не формируется и несовершеннолетние дети включаются в учетное дело их представителей, состоящих на жилищном учете. При включении в учетное дело несовершеннолетних детей дата принятия рассматриваемой семьи на жилищный учет не изменяется.
Из п. 5.3. Постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года 1100-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельного положения правового акта) города Москвы" (вместе с "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о внесении изменений в учетное дело") следует, что прием и рассмотрение заявлений граждан о внесении изменений в учетное делоосуществляется Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений". Внесение изменений в учетное дело осуществляется на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы, за исключением случаев внесения изменений в учетное дело в связи с выбором способа (формы) обеспечения жилыми помещениями, которое осуществляется путем приобщения соответствующего заявления к материалам учетного дела.
Пунктом 5.4. предусмотрено, что прием и рассмотрение заявлений граждан, состоящих на жилищном учете, о внесении в учетное дело изменений в случаях, предусмотренных пунктом 4.7 настоящего Порядка, осуществляется при наличии волеизъявления таких граждан, предусматривающих изменение даты принятия их на жилищный учет и признание их малоимущими в установленном порядке.
Исходя из вышеуказанных положений, судебная коллегия полагает выводы суда об удовлетворении иска в части признания незаконными требований Департамента городского имущества города Москвы, изложенных в уведомлении Департамента городского имущества города Москвы от 20 марта 2018 г. N33-5-26100/18-(0)-1, законными и обоснованными. Решение суда основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.