Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В.
при секретаре Утешеве С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В, гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 27 августа 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С. к УСЗН ЮЗАО г. Москвы о признании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, обязании присвоить звание "Ветеран труда" - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец С. обратился в суд с иском к УСЗН ЮЗАО г. Москвы о признании незаконным решения ОСЗН Академического района УСЗН ЮЗАО г.Москвы от 30.01.2018 г. об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение. Истец мотивировал свои требования тем, что награжден ведомственными знаками отличия: нагрудным знаком "За отличие в службе" II степени ГУВВ МВД СССР, нагрудным знаком "За отличие в службе" I степени ГУВВ МВД СССР, имеет трудовой стаж свыше 26 лет, в связи с чем имеет право на присвоение звания "Ветеран труда". Однако, решением ОСЗН Академического района УСЗН ЮЗАО г.Москвы ему было отказано в присвоении такого звания, данное решение полагает незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании суда истец Сокол В.А. исковые требования поддержал, представитель УСЗН района ЮЗАО г. Москвы по доверенности Грибанова Г.А. иск не признала.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Кривошей И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьих лиц Министерства обороны РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец С...
Судебная коллегия, выслушав истца С., представителя ответчика УСЗН ЮЗАО г. Москвы по доверенности Грибанову Г.А, представителей третьих лиц по доверенностям Кривошей И.С, Попова А.В, Соломатина Ю.А, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения исходя из следующего.
В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
В силу ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий ведомственной награды за продолжительный добросовестный труд.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Как следует из материалов дела, Сокол В.А. награжден знаками отличия: нагрудным знаком "За отличие в службе" II степени ГУВВ МВД СССР, нагрудным знаком "За отличие в службе" I степени ГУВВ МВД СССР в соответствии с приказами КВВ Республики Казахстан от 06.05.1992 г. и от 08.09.1992 г.
25.01.2018 г. Сокол В.А, 08.07.1972 года рождения, обратился в ОСЗН Академического района УСЗН ЮЗАО г. Москвы с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда". Для подтверждения права на присвоение звания были представлены удостоверения к нагрудным знакам "За отличие в службе" II степени ГУВВ МВД СССР, "За отличие в службе" I степени ГУВВ МВД СССР, заверенные командиром и врио командира войсковой части N ***.
Решением N*** от 30.01.2018 г. С... в выдаче удостоверения отказано в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги: имеющиеся у Сокола В.А. поощрения не могут служить основаниями для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку не относятся к знакам отличия в труде, награждение которыми производилось руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или РФ, а являются наградами, заверенными командующим внутренними войсками Республики Казахстан.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Сокола В.А, поскольку представленные истцом удостоверения о награждении нагрудными знаками осуществлено в соответствии с приказами КВВ Республики Казахстан от 06.05.1992 г, от 08.09.1992 г, и не относятся к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствуют о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.
При этом, 12.12.1991 г. Верховным Советом РСФСР ратифицировано соглашение от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", в соответствии с п.11 которого, с момента подписания Соглашения на территориях подписавших Соглашение государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм права и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Доводы истца о несогласии с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения и удовлетворению требований истца, поскольку сводятся к изложению обстоятельств дела, переоценке обстоятельств и доказательств по делу. При этом, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", указанные доводы судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено таких нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые повлекли бы вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районно го суда г. Москвы от 27 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.