Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Шипиковой А.Г, Васильевой Е.В,
при секретаре И Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И.
дело по апелляционной жалобе истца Астаховой Р.А. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 21 августа 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Астаховой РА к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении факта проживания в г.Москве, с 1985 года, более 10 лет, и возложении обязанности поставить на учет на улучшение жилищных условий, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Астахова Р.А. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы об установлении факта проживания в г.Москве, с 1985 года, более 10 лет, и возложении обязанности поставить на учет по улучшению жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что с 05.02.1985г. по настоящее время зарегистрирована по месту жительства на территории г.Москвы, трудоустроена. Приказом от 01.09.1970г. была принята на должность - ученика на Кондитерскую фабрику им.Марата. С 09.10.1986г. по 30.09.2017г. Астахова Р.А. состоит в трудовых отношениях с ГБУ г. Москвы "Жилищник по району Братеево", где работает уборщиком. В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: *. Истец осуществляет трудовую деятельность и проживает на территории города Москвы более 30 лет, каких-либо жилых помещений на праве собственности не имеет. Установление факта проживания на территории города Москвы более 10 лет истцу необходимо для постановки на очередь для улучшения жилищных условий.
Истец просила суд признать факт постоянного проживания на территории г.Москвы с 1985 г, более 10 лет, и обязать ДГИ г. Москвы поставить истца на учет по улучшению жилищных условий.
В судебное заседание истец не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о дате рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Выслушав истца и ее представителей, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Астахова Р.А. с 05.02.1985 г. по 04.02.1986г. была зарегистрирована по адресу: *, убыв с указанного адреса к новому месту жительства - *.
С 22.04.1986 г. Астахова Р.А была зарегистрирована по месту жительства по адресу: * совместно с мужем и двумя сыновьями, была выписана 01.06.1990г. в связи с осуждением к лишению свободы.
В периоды с 28.10.2013г. по 28.10.2014г, с 13.11.2014г. по 13.11.2015г. истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: *, а с 26.11.2015г. истец зарегистрирована по данному адресу по месту жительства.
Астахова Р.А. обратилась в ДГИ г.Москвы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений.
Письмом от 02.11.2017г. NДГИ-ГР-84906/17-1 по жилищному вопросу Астаховой Р.А, разъяснено право истца с заявлением и необходимым комплектом документов, в том числе подтверждающих факт проживания в Москве не менее 10 лет, обратиться для постановки на жилищный учет в МФЦ города Москвы.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия принятия граждан в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлены Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы N 29 жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
В силу ст. 8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения": жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Согласно ч. 1, 3, 4 ст. 9 указанного закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 11 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", согласно которой: "1. Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона. 2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы. 3. Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. 4. Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином. 5.
Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы; 4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.
Документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в рамках своих полномочий".
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания.
По смыслу указанной нормы, с понятием места жительства, которое не просто устанавливает связь между гражданином и определенным жилым помещением, в котором он фактически находится, но содержит указание на то, что фактическое проживание должно быть основано на конкретном юридическом акте (свидетельство о собственности, договор найма, аренды, иные законные основания) Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города на жилые помещения" связывает право гражданина быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами права и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что доказательств проживания истца в г.Москве более 10 лет не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для установления факта проживания истца в г.Москве более 10 лет и для возложения обязанности на ДГИ г.Москвы по постановке истца на жилищный учет.
С данными выводами соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением Нагатинского районного суда г.Москвы от 27.06.2003г. было установлено, что при приватизации квартиры по адресу: * были нарушены права несовершеннолетних детей истца - Астахова П.В. и Астахова Е.В, которым суд обязал предоставить жилое помещение с правом приватизации, не могут являться основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку решением Нагатинского районного суда г.Москвы нарушение жилищных прав Астаховой Р.А. не устанавливалось.
Указание истца на факт работы в расположенных в г.Москве организациях, не является доказательством проживания истца в г.Москве.
Доводы жалобы о том, что суд не учел Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.1995г, которым снятие с регистрационного учета в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма, в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы (ст.60 ЖК РСФСР) признано противоречащим Конституции РФ, также не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и неправильной оценке обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Согласно справке ФКУ ИК-5 УФСИН России, Астахова Р.А. на оснвоании приговора суда от 06.02.1990г. отбывала наказание в виде лишения свободы в период с 06.02.1990г. по 06.02.1995 года.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г, жилое помещение сохранялось за временно отсутствующими гражданами в случаях осуждения к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, ссылке или высылке - до приведения приговора в исполнение.
Указанная норма была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 г. N 8-П и утратила силу, что, однако, не являлось основанием для восстановления прав граждан, к которым она применялась до принятия Конституции Российской Федерации 12.12.1993 г.
Таким образом, Астахова Р.А. в связи с осуждением к лишению свободы в 1990 г. признавалась в силу закона утратившей право пользования жилым помещением.
Допущенная в решении суда описка в части указания на наличие у истца несовершеннолетнего сына Галак Д.Л, не является основанием к отмене решения суда, на правильность выводов суда не влияет и подлежит исправлению ст. 200 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном рассмотрении дела в отсутствие истца и ее представителя, который был занят в другом суде и подал ходатайство об отложении судебного заседания, основанием к отмене решения суда не являются.
Из материалов дела усматривается, что истец была извещена о дате рассмотрения дела под роспись, однако в судебное заседание 21.08.2018г. истец не явилась, явку представителя не обеспечила, доказательств уважительности причин неявки в заседание представлено не было, в связи с чем суд, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 21 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Астаховой Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.