Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Евтееве К.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 28 августа 2018 года, которым установлено:
Административное исковое заявление Компании Международного бизнеса "Флостер Корпорэйшн" об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ********, расположенного по адресу: ********, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 84 799 000 (восемьдесят четыре миллиона семьсот девяносто девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ********:5056, расположенного по адресу: ********, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 3 594 000 (три миллиона пятьсот девяносто четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ********:5090, расположенного по адресу: ********, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 80 466 000 (восемьдесят миллионов четыреста шестьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ********:5055, расположенного по адресу: ********, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 126 465 000 (сто двадцать шесть миллионов четыреста шестьдесят пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ********:5059, расположенного по адресу: ********, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 79 261 000 (семьдесят девять миллионов двести шестьдесят одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ********:5083, расположенного по адресу: ********, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 10 225 000 (десять миллионов двести двадцать пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ********:5089, расположенного по адресу: ********, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 2 539 000 (два миллиона пятьсот тридцать девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ********:5088, расположенного по адресу: ********, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 5 096 000 (пять миллионов девяносто шесть тысяч) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: ********:5083, ********:5089, ********:5088 считать 21 ноября 2017 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: ********:5056, ********:5090, ********:5055, ********:5059, ******** считать 18 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
КМБ "Флостер Корпорэйшн" обратилось с административным иском в Московский городской суд, в котором, уточнив требования, просило установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами: ********:5083, ********:5089, ********:5088, ********:5056, ********:5090, ********:5055, ********:5059, ******** в размере их рыночной стоимости по состоянию 01 января 2016 года, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что КМБ "Флостер Корпорэйшн" является собственником нежилых помещений, с кадастровыми номерами: ********:5083, ********:5089, ********:5088, ********:5056, ********:5090, ********:5055, ********:5059, ********, расположенных по адресу: ********.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года установлена для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5083 в размере 31 092 894,94 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5089 в размере 8 294 910,71 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5088 в размере 16 059 750,44 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5056 в размере 6 707 206,68 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5090 в размере 90 213 683,25 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5055 в размере 168 410 503,11 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5059 в размере 103 520 280,02 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******** в размере 145 528 472,47 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 5 декабря 2017 года N 51-29749/2017 отклонено заявление КМБ "Флостер Корпорэйшн" от 21 ноября 2017 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: ********:5083, ********:5089, ********:5088.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 16 января 2018 года N 51-3835/2018 отклонено заявление КМБ "Флостер Корпорэйшн" от 18 декабря 2017 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: ********:5056, ********:5090, ********:5055, ********:5059, ********.
Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёты об оценке от 15 ноября 2017 года N 17 НЕ 077 МАВ-1, от 12 декабря 2017 года N 17 НЕ 077 МАВ-2А, составленные ЗАО "Российская оценка", в которых, по состоянию на 1 января 2016 года, определена рыночная стоимость для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5083 в размере 6 827 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5089 в размере 1 695 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5088 в размере 3 403 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5056 в размере 3 460 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5090 в размере 74 399 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5055 в размере 120 350 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5059 в размере 73 528 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******** в размере 82 952 000 рублей.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие отчета об оценке требованиям действующего законодательства.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Городской кадастр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года определена для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5083 в размере 10 225 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5089 в размере 2 539 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5088 в размере 5 096 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5056 в размере 3 594 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5090 в размере 80 466 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5055 в размере 126 465 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ********:5059 в размере 79 261 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******** в размере 84 799 000 рублей.
На основании заключения эксперта административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ********:5083, ********:5089, ********:5088, ********:5056, ********:5090, ********:5055, ********:5059, ******** в размере рыночной стоимости, определенной экспертом в заключении.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 28 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Казаков М.Ю.
адм. дело N 33а-8682
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Евтееве К.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента горо дского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 28 августа 2018 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 28 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.