Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-290/2018 по административному исковому заявлению наименование организации, наименование организации фио, наименование организации к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере рыночной стоимости,
установил:
наименование организации, наименование организации, наименование организации обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, фио пер, д. 8, стр. 1, равной их рыночной стоимости:
по состоянию на дата:
с кадастровым номером 77:01:0006026:3965 общей площадью 143,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3949 общей площадью 52,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3969 общей площадью 89,2 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3963 общей площадью 911,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3958 общей площадью 276,9 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3961 общей площадью 101,4 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3964, общей площадью 30 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3962 общей площадью 109 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3947 общей площадью 109 кв.м в размере сумма;
по состоянию на дата;
с кадастровым номером 77:01:0006026:4110 общей площадью 4,8 кв.м в размере сумма
В обосновании заявленных требований ссылаются на то, что являются собственниками указанных объектов недвижимости и считают, что их кадастровая стоимость, значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушаются права истцов как плательщиков налога на имущество.
В этой связи, административные истцы считают возможным воспользоваться своим правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой представляют отчеты об оценке N 20.07/11-17А, N20.07/11-17Б, N 20.07/11-17В, N20.07/11-17Г, N 20.07/11-17Д, N20.07/11-17Е, N 20.07/08-17А, N20.07/08-17Б, N 20.07/10-17А, N20.07/10-17Б, подготовленные наименование организации.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Их представитель по доверенности фио заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость на основании судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы по доверенности фио просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержал письменные пояснения, возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы не представил.
Представители Департамента городского имущества адрес, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Административные истцы в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона адрес от дата N 51 "О налоге на имущество физических лиц", пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации являются плательщиком налога на имущество физических лиц и организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из того, что административные истцы является собственниками указанных нежилых помещений и плательщиками налога на имущество, суд считает, что они вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административных истцах. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от дата N 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В пункте 3 статьи 424 ГК РФ дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административные истцы является собственником нежилых помещений:
фио: с кадастровыми номерами 77:01:0006026:3965; 77:01:0006026:3961; с 77:01:0006026:3958; 77:01:0006026:3949; 77:01:0006026:3963; 77:01:0006026:3969.
наименование организации : с кадастровыми номерами 77:01:0006026:3964; 77:01:0006026:4110.
фио : с кадастровыми номерами 77:01:0006026:3962; 77:01:0006026:3947.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на дата установлена постановлением Правительства Москвы от дата N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в адрес".
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административные истцы обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве дата.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административные истцы представили отчеты об оценке N 20.07/11-17А, N20.07/11-17Б, N 20.07/11-17В, N20.07/11-17Г, N 20.07/11-17Д, N20.07/11-17Е, N 20.07/08-17А, N20.07/08-17Б, N 20.07/10-17А, N20.07/10-17Б, подготовленные наименование организации, в соответствии с которыми рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, фио пер, д. 8, стр. 1, составила:
по состоянию на дата:
с кадастровым номером 77:01:0006026:3965 общей площадью 143,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3949 общей площадью 52,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3969 общей площадью 89,2 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3963 общей площадью 911,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3958 общей площадью 276,9 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3961 общей площадью 101,4 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3964, общей площадью 30 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3962 общей площадью 109 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3947 общей площадью 109 кв.м в размере сумма;
по состоянию на дата;
с кадастровым номером 77:01:0006026:4110 общей площадью 4,8 кв.м в размере сумма
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанные отчеты об оценке, по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дату, на которую определена их кадастровая стоимость, а также поставлен вопрос о соответствии отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено наименование организации.
Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от дата N73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного выше закона судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Из содержания статьи 25 Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчеты об оценке, подготовленные наименование организации, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, фио пер, д. 8, стр. 1, определена:
по состоянию на дата:
с кадастровым номером 77:01:0006026:3965 площадью 143,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3949 площадью 52,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3969 площадью 89,2 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3963 площадью 911,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3958 площадью 276,9 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3961 площадью 101,4 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3964 площадью 30 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3962 площадью 109 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3947 площадью 109 кв.м в размере сумма;
по состоянию на дата;
с кадастровым номером 77:01:0006026:4110 площадью 4,8 кв.м в размере сумма
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы от дата в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены общие характеристики, анализ местоположения и рынка исследуемых объектов.
Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного, доходного подходов, отказ от затратного подхода обоснован, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
В заключении судебной экспертизы даны ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, учтены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Исходя из того, правильность заключения судебной экспертизы сторонами по делу не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания сторонами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, суд не находит оснований сомневаться в правильности выводов эксперта, проводившего судебную оценочную экспертизу, в связи с чем, с учетом изложенного выше, устанавливает кадастровую стоимость равную рыночной нежилых помещений на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
Доводы представителя Департамента городского имущества адрес о том, что заключение судебной оценочной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны доказательствах, обоснованных возражений сторонами не представлено.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от дата N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с дата.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление заявлению наименование организации, наименование организации фио, наименование организации удовлетворить.
Установить на период с дата и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость соответствующую рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, фио пер, д. 8, стр. 1:
по состоянию на дата:
с кадастровым номером 77:01:0006026:3965 площадью 143,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3949 площадью 52,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3969 площадью 89,2 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3963 площадью 911,3 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3958 площадью 276,9 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3961 площадью 101,4 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3964 площадью 30 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3962 площадью 109 кв.м в размере сумма;
с кадастровым номером 77:01:0006026:3947 площадью 109 кв.м в размере сумма;
по состоянию на дата;
с кадастровым номером 77:01:0006026:4110 площадью 4,8 кв.м в размере сумма
Датой обращения административных истцов в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является дата.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.