Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3084/2017 по административному исковому заявлению наименование организации о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве об отказе в принятии документов, обязании рассмотреть заявление,
установил:
наименование организации обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от дата N51-33317/2017, возложении на ответчика обязанности рассмотреть поданное дата заявление наименование организации о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 3 729,6 кв.м, с кадастровым номером 77:06:0007008:1029, расположенного по адресу: адрес, ссылаясь на то, что заявление должно быть рассмотрено Комиссией по существу, поскольку на дату обращения у административного истца сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, а в полномочия секретаря Комиссии входит только проверка наличия прилагаемых к заявлению документов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оценочной деятельности".
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности фио заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве фио просил в удовлетворении иска отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на дата года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельбности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Аналогичный перечень документов содержится в пункте 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от дата N 263 (далее - Порядок)
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ предусматривают, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от дата N135-Ф3, устанавливают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством ( абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от дата N 263 (далее - Порядок).
Согласно этому Порядку Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением документов, указанных в пункте 13 Порядка.
При поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа ( пункт 14 Порядка).
Таким образом, вышеприведенными требованиями закона установлен определенный Перечень оснований для отказа в принятии заявления, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Полномочия секретаря Комиссии по приёму либо возврату заявления являются чётко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу ( пункты 19, 20 Порядка).
Следовательно, несоответствие представленных документов по их содержанию требованиям, предусмотренным Законом об оценочной деятельности, может являться основанием для принятия Комиссией решения об отказе в удовлетворении заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Судом установлено, что административный истец является собственником нежилого здания общей площадью 3 729,6 кв.м с кадастровым номером 77:06:0007008:1029, расположенного по адресу: адрес.
Согласно кадастровой справке (л.д. 45) кадастровая стоимость указанного нежилого здания установлена по состоянию на дата постановлением Правительства Москвы N790-ПП от дата "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в адрес по состоянию на дата" в размере сумма
Как следует из пояснений представителя Управления Росреестра по Москве, дата в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата
Росреестра" по Москве поступило заявление компании "Алпегру Ретэйл
наименование организации" о проведении действий по кадастровому учету в отношении
объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0007008:1029, а именно по
изменению площади здания с 3729,6 кв.м на 3683,9 кв.м вследствие
перепланировки с приложением технического плана. По результатам рассмотрения поданных документов принято решение об изменении площади указанного объекта недвижимости и в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности был составлен Акт определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства от дата, что предусмотрено пунктом 1.3 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от дата N 113. В соответствии с которым кадастровая стоимость была изменена с сумма на сумма. Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 24.19 Закона об
оценочной деятельности, что датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в подобных случаях, является дата внесения сведений об объекте в ЕГРН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости, дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0007008:1029 была изменена на дата.
Из изложенного следует, что утвержденная по состоянию на дата постановлением Правительства Москвы N790-ПП от дата кадастровая стоимость рассматриваемого объекта действовала в период с дата по дата.
наименование организации обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости дата.
К заявлению в числе прочих документов был приложен отчет об оценке объекта недвижимости по состоянию на дата.
Из содержания уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N 51-33317/2017 (л.д. 43) следует, что причиной отказа в принятии документов на комиссию явилось:
- неверная дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - дата, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - дата;
- не представлен отчет об оценке, содержащий сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости установленной на дату, по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость - дата.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными требованиями закона, исходя из того, что на момент подачи заявления в Комиссию сведения об оспариваемой кадастровой стоимости являлись актуальными, поскольку установленная постановлением N 790-ПП, кадастровая стоимость нежилого здания подлежала применению с дата и до дата, и секретарь комиссии не наделен правом при принятии заявления давать оценку приложенным к заявлению документам, суд приходит к выводу, что уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N 51-33317/2017 об отказе в принятии документов не соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его возможности пересмотреть кадастровую стоимость нежилого здания в рассматриваемом налоговом периоде, исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Ввиду того, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление наименование организации о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше нежилого здания по состоянию на дата в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление наименование организации о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве об отказе в принятии документов удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от дата N51-33317/2017 об отказе в принятии к рассмотрению Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное дата заявление наименование организации о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 3 729,6 кв.м, с кадастровым номером 77:06:0007008:1029, расположенного по адресу: адрес, в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в Московский городской суд и наименование организации в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.