Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Муравьева А.И. в защиту Открытого акционерного общества "Творческое объединение "Красная звезда" на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве N 30-00658 от 31 мая 2017 года, решение заместителя главного государственного санитарного врача по г. Москве N 40 от 27 июня 2017 года, решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 27 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 20 марта 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы Управления Роспотребнадзора по г. Москве N 30-00658 от 31 мая 2017 года ОАО ТО "Красная звезда" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением заместителя главного государственного санитарного врача по г. Москве N 40 от 27 июня 2017 года постановление главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы Управления Роспотребнадзора по г. Москве N 30-00658 от 31 мая 2017 года оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
Решением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 27 октября 2017 года постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения, жалоба ОАО ТО "Красная звезда" - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 20 марта 2018 года постановление и решение должностных лиц, решение судьи районного суда, оставлены без изменения, жалоба защитника Общества Муравьева А.И. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Муравьев А.И, выражая несогласие с состоявшимися по делу актами, просит их отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что ОАО ТО "Красная звезда" не является субъектом административного правонарушения, поскольку Общество является управляющей организацией, осуществляющей полномочия единоличного исполнительного органа по управлению текущей деятельностью ОАО "ТРК ВС РФ "Звезда".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В силу положений ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
В соответствии с п.п. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно п.п. 4.6, 4.10, 4.11, 4.14 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163, сбор отходов класса А осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Цвет пакетов может быть любой, за исключением желтого и красного. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы "Отходы. Класс А". Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (помещении). Многоразовая тара после опорожнения подлежит мытью и дезинфекции. Порядок мытья и дезинфекции многоразовой тары определяется в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной организации. Транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.
Отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.
В случае отсутствия в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания медицинских отходов, принятой на административной территории, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.
Отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов.
При окончательной упаковке отходов класса Б для удаления их из подразделения (организации) одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса Б маркируются надписью "Отходы. Класс Б" с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.
В силу п. 14 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Как следует из материалов дела, 04 мая 2017 года с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г..Москва, пр-т Мира, д. 126, при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения N 01-30-00067 от 11.04.2017 в отношении юридического лица ОАО "ТО "Красная звезда" (юридический и фактический адрес: г..Москва, пр-т Мира, д. 126), специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по г..Москве в СВАО установлено несоблюдение юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: на территории, прилегающей к зданию, находящемуся в эксплуатации ОАО "ТО "Красная звезда" по адресу: г..Москва, пр-т Мира, д. 126, расположена контейнерная площадка, где установлены 4 металлических контейнера для сбора твердых бытовых отходов. Два контейнера не оборудованы металлическими крышками, а также не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров укрытием или навесом. Сбор, хранение, временное накопление отработанных ртутьсодержащих ламп организовано в помещении склада службы главного инженера в условиях, не исключающих случайное повреждение. Для временного хранения отработанных ртутьсодержащих ламп используется один металлический контейнер и один пластмассовый контейнер. Водонепроницаемые чехлы или крышки на контейнерах отсутствуют. Имеющиеся контейнеры не обеспечивают потребности в хранении образующихся отработанных ртутьсодержащих ламп. Часть отработанных ламп хранится в картонных коробках рядом с металлическим контейнером. В складском помещении имеются стеллажи с проводами, светильниками, не использованными ртутьсодержащими лампами - то есть условия хранения не исключают возможность случайного повреждения как отработанных, так и не отработанных ртутьсодержащих ламп. Контейнер для сбора поврежденных ртутьсодержащих ламп отсутствует. Одновременно, медицинские отходы класса Б (мундштуки) не собираются в пакеты/емкости желтого цвета, имеющие маркировку "Отходы класса Б".
Емкости для сбора отходов класса А не промаркированы. Не представлена утвержденная руководителем организации инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации и схема по обращению с медицинскими отходами с качественным и количественным составом образующихся отходов, что является нарушением требований ст.ст. 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; п.п. 4.6, 4.10, 4.11, 4.14 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"; п. 14 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681.
Данные действия ОАО ТО "Красная звезда" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N 1/8.2-ЮЛ от 19 мая 2017 года; распоряжением о проведении плановой выездной проверки N 01-30-00067 от 11 апреля 2017 года; актом проверки N 01-30-00067 от 17 мая 2017 года с приложениями; фотоматериалом; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностные лица и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ОАО ТО "Красная звезда" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица о привлечении ОАО ТО "Красная звезда" к административной ответственности, судебных актов каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, допущено не было.
Довод жалобы о том, что ОАО ТО "Красная звезда" не является субъектом административного правонарушения, поскольку Общество является управляющей организацией, осуществляющей полномочия единоличного исполнительного органа по управлению текущей деятельностью ОАО "ТРК ВС РФ "Звезда", проверялся в ходе рассмотрения жалобы судом первой и второй инстанции и обоснованно был признан несостоятельным.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
Как следует из материалов дела и не оспаривается автором жалобы ОАО "ТО "Звезда" на основании д оговора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации от 22 августа 2016 года (далее Договор) является управляющей компанией ОАО ТРК ВС РФ "Звезда". Согласно указанному Договору ОАО "ТО "Красная звезда" приняла на себя полномочия единоличного исполнительного органа ОАО " ТРК ВС РФ "Звезда " в форме осуществления деятельности по управлению текущей деятельности последнего.
В соответствии с п. 3.4 Договора для достижения целей и исполнения обязательств по нему ОАО " ТРК ВС РФ "Звезда " обязалось по месту своего нахождения обеспечить работников ОАО "ТО "Красная Звезда" оборудованными рабочими местами и расходными материалами.
На основании договора N Пр/98 от 20.12.2016 г. ОАО " ТРК ВС РФ "Звезда " принадлежит на праве безвозмездного пользования недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, пр-т Мира, д. 126, Кочновский проезд, д. 5, Кочновский проезд, д. 5, строения 2-4,б/н,6,8,9.
Согласно акту проверки от 17 мая 2017 года ОАО "ТО "Красная Звезда", адресом места нахождения которого является г. Москва, пр-т Мира, д. 126, фактически осуществляет там свою деятельность; по указанному адресу организованы рабочие места для сотрудников ОАО "ТО "Красная Звезда", связанные с использованием, в том числе, персональных электронно-вычислительных машин, прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей Общества; проведена специальная оценка условий труда; работники Общества (водители-экспедиторы) обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
Указанное выше с очевидностью свидетельствует об эксплуатации ОАО "ТО "Красная Звезда" помещений в здании, расположенном по адресу: г. Москва, пр-т Мира, д. 126, в целях ведения уставной деятельности, в том числе по управлению деятельностью ОАО "ТРК ВС РФ "Звезда".
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.7.1322-03 предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Указанное выше накладывает на ОАО "ТО "Красная Звезда" в силу ст.ст. 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ обязанность по соблюдению требований и норм санитарно-эпидемиологической безопасности в отношении указанного выше объекта недвижимости.
Их ненадлежащее исполнение ОАО "ТО "Красная Звезда", что нашло свое документальное подтверждение в ходе производства по делу, обоснованно квалифицировано должностными лицами и судебными инстанциями по ст. 8.2 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами должностных лиц и нижестоящих судебных инстанций не имеется. Доказательства того, что Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, отвечающих требованиям ч.1 ст.29.10 и ч.2 ст.30.7 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ОАО "ТО "Красная звезда" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ОАО "ТО "Красная звезда" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве N 30-00658 от 31 мая 2017 года, решение заместителя главного государственного санитарного врача по г. Москве N 40 от 27 июня 2017 года, решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 27 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 20 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества ТО "Красная звезда" оставить без изменения, жалобу защитника Муравьева А.И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.