Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Лексиной О.А. в защиту заместителя главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Тамбовой **** на вступившие в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 04 мая 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 20 июля 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 04 мая 2018 года заместитель главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Тамбова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 20 июля 2018 года указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Киселева М.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Лексина О.А. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, ссылается на то, что Администрация Щёлковского муниципального района Московской области в лице заместителя главы администрации Тамбовой Н.В, за которой закреплены полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового муниципального контроля в сфере бюджетных правоотношений, не могла предполагать, что для получения субсидии в виде межбюджетных трансфертов необходимо заключение соглашения, так как пунктом 38 Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 N 208/8, обязанность по заключению соглашения о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий в текущем финансовом году возлагается на центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, ответственный за выполнение мероприятия; в соответствии с разделом 8 Государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья на 2017-2021 годы" предоставленная субсидия была заложена в Программу IV "Развитие потребительского рынка и услуг на территории Московской области", ответственным за её мероприятия является Министерство потребительского рынка и услуг Московской области; Министерство потребительского рынка и услуг Московской области должно было подготовить и направить в Администрацию Щёлковского муниципального района Московской области для заключения проект соглашения о предоставлении субсидии, а Администрация подписать его; Министерством потребительского рынка и услуг Московской области в бюджет Щёлковского муниципального района 07 июля 2917 года была перечислена субсидия; в Государственной программе Московской области "Предпринимательство Подмосковья" на 2017-2021 годы" не предусмотрено условие о заключении какого-либо соглашения, а требования Порядка
обязательны к исполнению только для органов исполнительной власти Московской области, поскольку не регулируют деятельность органов местного самоуправления; в законе Московской области от 22.10.2010 N 123/2010-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Московской области", в котором установлены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов их бюджета Московской области, а также в законе Московской области от 18.04.2008 N 49/2008/ОЗ "О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населённых пунктах в Московской области" отсутствует условие о заключении соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ по полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи районного суда и решение судьи Московского городского суда законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ наступает за н арушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно материалам дела, по результатам проведения сотрудниками Инспекции N 2 аппарата Контрольно-счётной палаты Московской области контрольного мероприятия "Проверка исполнения бюджета Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Министерством потребительского рынка и услуг Московской области" на объекте контрольного мероприятия Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области установлен факт нарушения получателем средств бюджета Московской области - Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области (адрес: Московская область, г. Щёлково, пл. Ленина, д. 2), которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В соответствии с законом Московской области N 175/2016/ОЗ "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон о бюджете) на мероприятие 1.1.5 "Частичная компенсация транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для граждан в сельские населённые пункты Московской области" Подпрограммы IV Государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" на 2017-2021 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 788/39, предусматривались средства бюджета Московской области в объёме *** тыс. рублей (КБК 029 04 08 1140161100520) на межбюджетные трансферты в форме субсидий муниципальным образованиям Московской области. В таблице 1 приложения N 23 к Закону о бюджете Щёлковскому муниципальному району Московской области предусматривалась субсидия на 2017 год в сумме *** тыс. рублей.
29 декабря 2016 года Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области в лице заместителя главы Администрации Щёлковского муниципального района Тамбовой Н.В, осуществляющей организацию и внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, заключён муниципальный контракт N 493249-16 с потребительским обществом "Райкооппродторг" на оказание услуг по доставке продовольственных и непродовольственных товаров в сельские населённые пункты Щёлковского муниципального района Московской области на общую сумму *** тыс. рублей, в том числе за счёт средств бюджета Московской области *** тыс. рублей при отсутствии соглашения о предоставлении субсидии между Министерством потребительского рынка и услуг Московской области и Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области, предусмотренного п. 38 Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области N 25.03.2013 N 208/8, а также доведённых лимитов бюджетных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. По заявке Администрации Щёлковского муниципального района Московской области от 17 июля 2017 года во исполнение указанного муниципального контракта Министерством потребительского рынка и услуг Московской области платёжным поручением N 269 от 17.07.2017 года перечислена субсидия в размере *** рублей.
Таким образом, заместитель главы Администрации Щёлковского муниципального района Тамбова Н.В, совершив действия по получению Администрацией субсидии из бюджета Московской области на частичную компенсацию транспортных расходов организации по доставке продовольственных и промышленных товаров для граждан в сельские населённые пункты Московской области при отсутствии соглашения с Министерством потребительского рынка и услуг Московской области о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годах, нарушила условия предоставления межбюджетных трансфертов, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина Тамбовой Н.В. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; приказом председателя Контрольно-счётной палаты Московской области от 12 июля 2017 года N 40П-63; актом по результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения бюджета Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Министерством потребительского рынка и услуг Московской области" от 17 ноября 2017 года; копией муниципального контракта N 493249-16 на оказание услуг по доставке продовольственных и непродовольственных товаров в сельские населённые пункты Щёлковского муниципального района от 29 декабря 2016 года; уведомлением N 15 от 09.01.2017 о лимитах бюджетных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов по межбюджетным трансфертам; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16 марта 2018 года; распоряжением руководителя Администрации Щёлковского муниципального района от 25.03.2016 N 185-рл; должностной инструкцией заместителя главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области; распоряжением главы Щёлковского муниципального района от 05.06.2017 N 103-р; распоряжением главы Щёлковского муниципального района от 26.06.2017 N 114-р; заявкой на перечисление межбюджетных трансфертов от 17 июля 2017 года; платёжным поручением N 269 от 17 июля 2017 года на сумму *** рублей о перечислении субсидии на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для граждан в сельские населённые пункты.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда и судья Московского городского суда, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица - заместителя главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Тамбовой Н.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что заместитель главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Тамбова Н.В. является ненадлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, так как пунктом 38 Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 N 208/8, обязанность по заключению соглашения о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий в текущем финансовом году возлагается на центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, ответственный за выполнение мероприятия; в законе Московской области от 22.10.2010 N 123/2010-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Московской области", а также в законе Московской области от 18.04.2008 N 49/2008/ОЗ "О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населённых пунктах в Московской области" отсутствует условие о заключении соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, проверялись судьёй районного суда и судьёй Московского городского суда при рассмотрении дела и жалоб и правильно были признаны несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 136 БК РФ).
На основании п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (п. 3 ст. 139 БК РФ).
Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 139 БК РФ).
В силу п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путём заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии со ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечёт бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
По смыслу приведённой нормы, субъектом ответственности за нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов является, наряду с главным распорядителем (распорядителем), получатель средств бюджета.
Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 N 208/8 утверждён Порядок разработки и реализации государственных программ Московской области (далее - Порядок), определяющий процедуры принятия решения о разработке государственных программ Московской области, основные принципы, механизмы и этапы их формирования, утверждения и реализации.
На основании п. 2 Порядка государственная программа Московской области - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (систему подпрограмм), взаимоувязанных по срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Московской области.
Ответственный за выполнение мероприятия - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, государственный орган Московской области или государственное учреждение Московской области, сформированное для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью, - главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также иные организации в случаях привлечения внебюджетных средств.
В соответствии с п. 38 Порядка (в ред. постановления Правительства МО от 06.09.2016 N 649-32) центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, определённый ответственным за выполнение мероприятия государственной программы (подпрограммы), заключает с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, хозяйствующими субъектами, участвующими в финансировании государственной программы (подпрограммы), соглашения о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий государственной программы в очередном финансовом году и плановом периоде.
Соглашение о предоставлении субсидии муниципальному образованию должно содержать, помимо иных условий, размер предоставляемой субсидии, условия и сроки её перечисления в бюджет муниципального образования, направления расходования субсидии, а также объём бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на реализацию соответствующих расходных обязательств; сроки и порядок представления отчётности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений показателей результативности использования субсидии (п. 39 Порядка в ред. постановления Правительства МО от 06.09.2016 N 649-32).
Законом Московской области от 18.04.2008 N 49/2008-ОЗ "О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, поживающих в сельских населённых пунктах в Московской области" (далее - Закон МО от 18.04.2008 N 49/2008-ОЗ) урегулированы отношения, связанные с осуществлением дополнительных мер по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами (далее - товары) граждан, проживающих в сельских населённых пунктах в Московской области, отвечающих требованиям, установленным в части 1 статьи 3 настоящего Закона (ст. 1).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закон МО от 18.04.2008 N 49/2008-ОЗ транспортные расходы поставщиков компенсируются за счёт субсидий местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из бюджета Московской области, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам местного значения.
Размер частичной компенсации фактически произведённых поставщиками транспортных расходов по доставке товаров в сельские населённые пункты в Московской области за счёт средств бюджета Московской области определяется муниципальными контрактами (договорами), заключёнными между уполномоченным органом местного самоуправления и поставщиками (ч. 1 ст. 6 Закон МО от 18.04.2008 N 49/2008-ОЗ).
Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 788/39 утверждена государственная программа Московской области "Предпринимательство Подмосковья" на 2017-2021 годы, включающая подпрограмму IV "Развитие потребительского рынка и услуг на территории Московской области", согласно которой для снабжения товарами граждан, проживающих в малонаселённых, удалённых сельских населённых пунктах Московской области, организована их регулярная доставка в течение года по графикам, согласованным с уполномоченным органом местного самоуправления. Транспортные расходы организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанную доставку товаров, частично компенсируются за счёт субсидий местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области из бюджета Московской области.
В соответствии с паспортом подпрограммы IV "Развитие потребительского рынка и услуг на территории Московской области" главным распорядителем бюджетных средств по указанной подпрограмме (то есть ответственным за выполнение мероприятия) является Министерство потребительского рынка и услуг Московской области. На реализацию программы в 2017 года подлежат выделению средства бюджета Московской области в размере *** тыс. рублей.
Согласно Закону Московской области N 175/2016 - ОЗ "Об бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на мероприятие 1.1.5 "Частичная компенсация транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для граждан в сельские населённые пункты Московской области" Подпрограммы IV Государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" на 2017-2021 годы, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 788/39 предусматривались средства бюджета Московской области в объёме *** тыс. рублей на межбюджетные трансферты в форме субсидий муниципальным образованиям Московской области. В таблице 1 приложения N 23 к Закону о бюджете Щёлковскому муниципальному району Московской области предусматривалась субсидия на 2017 год в сумме *** тыс. рублей.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что получатель средств бюджета - Администрация Щёлковского муниципального района Московской области в лице заместителя главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Тамбовой Н.В, осуществляющей организацию и внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, нарушила условие предоставления межбюджетного трансферта - субсидии из бюджета Московской области в размере *** рублей на частичную компенсацию транспортных расходов организаций и индивидуальных предпринимателей по доставке продовольственных и промышленных товаров для граждан в сельские населённые пункты Московской области, а именно заключила муниципальный контракт N 493249-16 с потребительским обществом "Райкооппродторг" на оказание услуг по доставке продовольственных и непродовольственных товаров в сельские населённые пункты Щёлковского муниципального района от 29 декабря 2016 года, предусматривающий финансирование за счёт средств бюджета Московской области в размере *** тыс. рублей; 17 июля 2017 года направила заявку в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области на перечисление межбюджетного трансферта в размере *** рублей в целях выполнения указанного муниципального контракта, который был перечислен на основании платёжного поручения N 269 от 17 июля 2017 года, без заключённого с Министерством потребительского рынка и услуг Московской области соглашения о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий государственной программы в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годах, тем самым нарушив п. 38 Порядка, который распространяет своё действие на реализацию государственных программ Московской области, в том числе государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" на 2017-2021 годы.
Таким образом, действия заместителя главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Тамбовой Н.В. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям заместителя главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Тамбовой Н.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и виновности Тамбовой Н.В. в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Тамбовой Н.В. не усматривается.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Тамбовой Н.В. в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с учётом характера и обстоятельств совершённого правонарушения.
Судья Московского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
Порядок и срок давности привлечения заместителя главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Тамбовой Н.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 04 мая 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 20 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации Щёлковского муниципального района Московской области Тамбовой *** оставить без изменения, жалобу защитника Лексиной О.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.