Судья Московского городского суда Тихенко Г.А., изучив кассационную жалобу представителя Жигачевой С.В. по доверенности Егорова Е.В., поступившую в суд кассационной инстанции согласно штампу отдела делопроизводства Московского городского суда 04.10.2018г., на решение Преображенского районного суда г.Москвы 25.09.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.08.2018г. по материалам истребованного гражданского дела N 2-2546/17 по иску Жигачевой С.В. к УСЗН ВАО города Москвы о признании права в предоставлении государственной услуги-выдачи удостоверения "Ветеран труда",
установил:
Жигачева С.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы в лице отдела социальной защиты населения района Сокольники, в котором просила признать решение ответчика от ****. об отказе в предоставлении государственной услуги - выдаче удостоверения "Ветеран труда" незаконным, признать за истцом право на присвоение звания "Ветеран труда" и обязать присвоить звание "Ветеран труда", мотивируя обращение тем, что проживает в городе Москве, имеет продолжительный трудовой стаж и в *** году награждена общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки", однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагала незаконным, нарушающим ее права.
Решением Преображенского районного суда г.Москвы от 25.09.2017г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.08.2018г, постановлено:
В удовлетворении исковых требований Жигачевой С***В*** к УСЗН ВАО города Москвы о признании права в предоставлении государственной услуги - выдачи удостоверения "Ветеран труда" отказать в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными постановлениями, Жигачева С.В. в лице своего представителя Егорова Е.В. подала настоящую кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об их отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 381 ГПК РФ судьи изучают кассационные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.
18.10.2018 г. гражданское дело истребовано из Преображенского районного суда г.Москвы, дело поступило в суд кассационной инстанции 01.11.2018 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при принятии судебных постановлений, состоявшихся по данному делу, не установлено, в связи с чем, не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Рассматривая спор, суд первой инстанции правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Судом первой инстанции было установлено, что Жигачева С.В, ***года рождения, проживающая в городе Москве и с *** являющаяся получателем страховой пенсии по старости по достижении возраста, начала трудовую деятельность *** на Киевском радиозаводе, откуда *** была уволена по собственному желанию; на момент обращения к ответчику истец продолжала трудовую деятельность и работала в Саморегулируемой организации аудиторов "Аудиторская палата России" (Ассоциация (СРОАПР).
В период работы на Киевском радиозаводе истец была награждена знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" на основании решения коллегии Министерства общего машиностроения и Президиума ЦК профсоюза рабочих общего машиностроения от **, что подтверждается архивной справкой и записями в трудовой книжке.
***. Жигачева С.В. обратилась в отдел социальной защиты населения района Сокольники УСЗН ВАО г. Москвы по вопросу присвоения ей звания "Ветеран труда", представив указанные документы как основания для его присвоения, однако решением ответчика от ***. в присвоении звания "Ветеран труда" отказано, поскольку сведений о награждении истца ведомственными знаками отличия в труде руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации не представлено, что противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 27.06.2006г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", а представленный знак таковым ведомственным знаком отличия в труде не является.
Федеральным законом от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику, рассмотрения им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016г, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг лиц.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" с учетом требований и критериев Федерального закона "О ветеранах".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016г. ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Таким образом, критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Единый общесоюзный знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" учрежден Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.06.1981г. N 580 "О порядке подведения итогов Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки", которым предусмотрено, что итоги Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки союзных и автономных республик, краев и областей, городов, автономных округов, городских и сельских районов, коллективов промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений подводятся по каждому году пятилетки и пятилетке в целом по результатам выполнения ими планов экономического и социального развития; оценка работы коллективов осуществляется с учетом напряженности государственных планов, темпов роста, конечных результатов производственной деятельности, комплексного ввода в действие мощностей и объектов жилищного и культурно-бытового назначения, состояния воспитательной работы, выполнения социалистических обязательств нарастающим итогом с начала года и пятилетки.
На основании указанного постановления Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25.09.1981г. N П-8/289 утверждено Положение о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки".
Данным Положением определено, что единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" награждаются рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты и служащие промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств (п. 1). Работники предприятий и организаций союзного подчинения, союзно-республиканского и республиканского подчинения награждаются единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" совместным решением министерства, ведомства СССР и союзной республики и ЦК профсоюза или совета профсоюза (п. 2). Ходатайства о награждении единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" возбуждаются совместно администрацией (правлением), комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. В списках лиц, представляемых к награждению единым общесоюзным знаком, указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении годовых и пятилетнего плановых заданий и социалистических обязательств. Списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы (п. 3). Награждение единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" может производиться в течение пятилетки один раз (п. 6).
Принимая во внимание, что на момент награждения знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" истец имела трудовой стаж менее 7 лет, то суд пришел к выводу, что условия награждения указанным знаком не могут рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, которое является основанием для признания лица ветераном труда.
Согласно решения коллегии Министерства общего машиностроения и Президиума ЦК профсоюза рабочих общего машиностроения от 23.01.1986г, основанием награждения знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки " является достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и принятых социалистических обязательств.
Кроме того, указанный знак в систему государственных наград, установленную п. 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994г. N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" не входит и не является почетным званием СССР и РСФСР, поскольку не включен в перечень почетных званий СССР и РСФСР, установленный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979г. N 360-Х, и статьей 11 Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума ВС РСФСР от 27.01.1983г.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Жигачевой С.В, поскольку представленный истцом знак не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения и оснований считать их неправильными не имеется.
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия, изучив материалы дела, в полной мере согласилась с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Выражая несогласие с вынесенными по делу судебными постановлениями, заявитель кассационной жалобы указывает о том, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Между тем, указанные доводы в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку по существу сводятся к оспариванию установленных судом фактических обстоятельств дела, переоценке доказательств и, как следствие, к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции заявителя относительно возникшего спора и собственного мнения заявителя о правильности разрешения дела, в связи с чем, изложенные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судом первой и апелляционной инстанции, которым судом была дана надлежащая оценка.
В силу положений ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции правом на переоценку исследованных доказательств не наделен.
Оспариваемые заявителем судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 381, 383, 387 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Жигачевой С.В. по доверенности Егорова Е.В, на решение Преображенского районного суда г.Москвы 25.09.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.08.2018г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья
Московского городского суда Г.А. Тихенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.