Судья Московского городского суда Н.С. Кирпикова, изучив в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ, кассационную жалобу представителя ДГИ г.Москвы С.С.В., поступившую в суд кассационной инстанции 16 ноября 2018 года, на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июля 2018 года по делу по иску Лимонджян Д.А. к ДГИ г.Москвы о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Лимонджян Д.А. обратилась в суд с иском к ДГИ г. Москвы о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, обязании заключить договор социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что на основании вступившего в законную силу решения суда ей надлежало выдать направление для размещения в Миграционном центре "*" в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: *. Между тем, до настоящего времени решение суда не исполнено. Лимонджян Д.А. вместе с членами своей семьи постоянно проживает в вышеуказанном жилом помещении, исполняет обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Обращения в ДГИ г. Москвы с заявлением о заключении с ней договора социального найма вышеназванного жилого помещения не принесли результата, в заключении договора социального найма Лимонджян Д.А. было отказано. Данный отказ ДГИ г. Москвы истец полагала незаконным, в связи с чем просила обязать ответчика заключить с ней договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2017 года исковые требования Лимонджян Д.А. удовлетворены. Указанным решением постановлено:
признать отказ ДГИ г. Москвы в заключении с Лимонджян Д.А. договора социального найма незаконным,
обязать ДГИ г. Москвы заключить с Лимонджян Д.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *, с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя Л.О.С, Л.К.О.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июля 2018 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ДГИ г.Москвы ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, полагая их незаконными и необоснованными.
Судья суда кассационной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при принятии судебных постановлений, состоявшихся по данному делу, не установлено, в связи с чем не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: *, является собственностью города Москвы.
На основании Постановления Правительства Москвы N 733 от 3 августа 1993 года, Постановления Правительства Москвы N 609 от 11 июля 1995 года и Распоряжения Премьера Правительства Москвы N 191-РП от 1 марта 1996 года в микрорайоне "*" создан и функционировал миграционный центр временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев.
Указанный дом относился к государственному специализированному жилищному фонду, предназначенному для проживания отдельных категорий граждан - беженцев и вынужденных переселенцев.
Постановлением Правительства г. Москвы N 628-ПП от 29 июля 2003 года жилые дома в миграционном центре были переданы в хозяйственное ведение ГУП ДЕЗ района "Солнцево" г. Москвы.
В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы N 561-ПП от 26 июля 2005 года "О дальнейшем использовании жилищного фонда в микрорайоне * ЗАО г. Москвы" решено представлять жилые помещения в микрорайоне * по адресам: ул. *, д. *, корп. * и ул. *, д. * в установленном порядке по договорам социального найма гражданам Российской Федерации, проживающим на основании ранее выданных уведомлений о направлении Миграционной службой г. Москвы при Департаменте труда и занятости Правительства Москвы, Миграционной службой г. Москвы при Комитете труда и занятости Правительства Москвы, Миграционной службой Москвы, Комитетом по делам миграции Правительства Москвы, при предоставлении справки от Государственного унитарного предприятия города Москвы Дирекции единого заказчика района Солнцево об отсутствии задолженности по оплате за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами.
Жилые помещения по адресам, указанным в пункте 1.1 настоящего Постановления, по мере их высвобождения, а также жилые помещения, высвобождаемые по результатам реализации пункта 2 настоящего Постановления, остаются в составе специализированного жилищного фонда и передаются в установленном порядке префектуре Западного административного округа города Москвы для использования в качестве маневренного фонда (п. 1.2.).
Вступившим в законную силу решением Пресненского межмуниципального районного суда г. Москвы от 29.07.1999 г. установлено, что Лимонджян Д.А. и члены ее семьи имеют статус вынужденных переселенцев. Соответствующее удостоверение выдано 10.11.1993 г, статус продлен до 10.11.1999 г.
Согласно заочному решению Солнцевского межмуниципального районного суда г. Москвы от 30.07.1999 г, вступившему в законную силу, Лимонджян Д.А, Л.О.С. подлежали выселению со всеми проживающими лицами из спорного жилого помещения, расположенного по адресу: *, в предоставленную Миграционной службой г. Москвы жилую площадь. Одновременно с этим на Миграционную службу г. Москвы возложена обязанность предоставить семье Лимонджян Д.А. жилое помещение в соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах".
На основании вышеуказанного заочного решения Солнцевского районного суда г. Москвы выдан исполнительный лист, 16.07.2001 г. возбуждено исполнительное производство.
Судом установлено, что в ходе исполнения решения суда изменилась организационная структура органов исполнительной власти по вопросам миграции, по распоряжению Мэра г. Москвы от 04.07.2000 г. создан Комитет по делам Миграции Правительства Москвы, который являлся правопреемником Миграционной службы.
26.12.2002 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возвращении исполнительного документа в связи с невозможностью исполнения.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 25.12.2006 года постановление судебного пристава-исполнителя от 26.12.2002 г. о возвращении исполнительного документа отменено, поскольку судебным приставом-исполнителем не проверена полная информация о возможности исполнения решения суда.
Судом также установлено, что решение суда в части предоставления семье Лимонджян Д.А. жилого помещения исполнено не было.
Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда г. Москвы от 03.04.2009 года бездействие отдела судебных приставов по ЗАО г. Москвы, выразившееся в длительном неисполнении решения Солнцевского районного суда г. Москвы от 29.07.1999 г. об обязании Миграционной службы г. Москвы предоставить семье Лимонджян Д.А. жилое помещение в соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах", признано незаконным, на Отдел судебных приставов по ЗАО г. Москвы возложена обязанность совершить действия по принудительному исполнению должником решения Солнцевского районного суда г. Москвы от 29.07.1999 года.
Дополнительным решением Пресненского районного суда г. Москвы от 21.05.2009 года на отдел судебных приставов г. Москвы возложена обязанность по направлению исполнительного листа в ликвидационную комиссию Комитета по делам миграции Правительства Москвы с обязанием последнего выдать направление для размещения в миграционном центре * в жилое помещение, расположенное по адресу*.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.07.2009 г. возбуждено исполнительное производство.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 08.02.2010 г. исполнительное производство окончено в связи с исполнением.
Вместе с тем, решением Пресненского районного суда г. Москвы от 14.05.2012 г. установлено, что каких-либо документов, свидетельствующих о фактическом исполнении решения суда, а именно о предоставлении семье Лимонджян Д.А. жилого помещения, в материалах исполнительного производства не содержится, в связи с чем бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в непринятии мер по принудительному исполнению решения Солнцевского районного суда г. Москвы, признано незаконным с одновременным обязанием старшего судебного пристава Солнцевского отдела службы судебных приставов по г. Москвы устранить допущенные нарушения.
Судом установлено, что порядок обеспечения беженцев жильем для временного поселения определен Положением о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 275, а также Положением о порядке приобретения жилых помещений, предоставляемых МВД РФ для проживания вынужденных переселенцев, утвержденным Приказом МВД РФ от 10 августа 2002 г. N 758, и Порядком учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и предоставления им указанного жилья, утвержденным Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 5 октября 2001 г. N 83.
Согласно ст. 32 Положения при согласии лица, признанного беженцем, на вселение в жилое помещение, расположенное на территории иного субъекта Российской Федерации, комиссия, принявшая решение о предоставлении жилья, выдает ему направление на временное проживание по форме, утверждаемой Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации.
Направление на временное проживание является основанием для заключения договора найма и вселения лица, признанного беженцем, и указанных в направлении членов его семьи.
Лицо, признанное беженцем, на имя которого выдано направление, обязано в течение срока, указанного в направлении, прибыть в соответствующий территориальный орган по вопросам миграции для заключения договора найма. При согласии лица, признанного беженцем, на вселение в жилое помещение, расположенное на территории иного субъекта Российской Федерации, комиссия, принявшая решение о предоставлении жилья, выдает ему направление на временное проживание по форме, утверждаемой Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Лимонджян Д.А. неоднократно обращалась в ДГИ г. Москвы по вопросу реализации своего права на заключение договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *, но в заключении договора социального найма названного жилого помещения истцу было отказано.
Разрешая настоящий спор по существу, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку исходил из того, что истцы вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, о чем свидетельствуют вступившие в законную силу судебные постановления, на основании которых семье Лимонджян Д.А. постановлено выдать направление для временного размещения в Миграционном центре "*" в спорное жилое помещение по указанному выше адресу, в связи с чем ДГИ г. Москвы незаконно отказано истцу в заключении договора социального найма жилого помещения.
Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для предоставления Лимонджян Д.А. жилого помещения ввиду отсутствия решения органа исполнительной власти г.Москвы о предоставлении этой семье жилого помещения по договору социального найма с учетом того, что семья Лимонджян Д.А. не состоит на учете для нуждающихся, не может быть признан состоятельным, поскольку, как правомерно указано судебной коллегией, решением Пресненского районного суда г. Москвы органы исполнительной власти в лице ликвидационной комиссии Комитета по делам миграции Правительства Москвы были обязаны выдать направление семье истца для проживания в спорном жилом помещении, однако данное решение не было исполнено.
При этом в соответствии с указанным заявителем в кассационной жалобе заочным решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 30 июля 1999 года помимо выселения семьи истца судом было признано законным пребывание Лимонджян Д.А. в г. Москве, а также наличие у семьи Лимонджян Д.А. права на получение другого жилого помещения в пользование. Органами исполнительной власти решение суда в части предоставления другого жилого помещения не было исполнено. В связи с изложенным, вывод суда о наличии у ДГИ г. Москвы, действующего от имени собственника города Москвы в жилищной сфере, в силу прямого указания закона обязанности заключить с истцом договор социального найма на спорную квартиру, являющуюся собственностью г.Москвы, является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на допущенные судами при рассмотрении данного дела существенные нарушения норм материального или процессуального права, фактически воспроизводят обстоятельства, на которые они ссылались в обоснование своих возражений, которые в соответствии с требованиями статей 56, 67, 196, 198, 327, 327.1 ГПК РФ были предметом тщательного и всестороннего исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили правовую оценку в принятых по делу судебных постановлениях.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции, по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
В силу изложенного выше, руководствуясь положениями части 2 статьи 381, статьи 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать ДГИ г.Москвы в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции жалобы на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июля 2018 года.
Судья
Московского городского суда Н.С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.