Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по Московской области - Корчагина В.А. по доверенности, поступившую 30 ноября 2018 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 13 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 сентября 2018 года по гражданскому делу по иску Уракова Р.С. к ГУ МВД России по Московской области об обязании назначить пенсию за выслугу лет, перерасчете пенсии, компенсации морального вреда,
установил:
Ураков Р.С. обратился в суд с иском к ГУ МВД России Московской области, в котором просил обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет, произвести перерасчет пенсии, взыскать компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб, расходы по оплате юридических услуг в размере 92 500 руб.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 13 декабря 2017 года постановлено:
Иск Уракова Р.С. к ГУ МВД России по Московской области об обязании назначить пенсию за выслугу лет, перерасчете пенсии, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать ГУ МВД России по Московской области назначить Уракову Р.С. пенсию за выслугу лет с 01 декабря 2015г.
Взыскать ГУ МВД России по Московской области в пользу Уракова Р.С. расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 руб.
В удовлетворении иска Уракова Р.С. в большем объеме - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 сентября 2018 года решение Тверского районного суда города Москвы от 13 декабря 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по Московской области - Корчагин В.А. по доверенности просит отменить состоявшиеся судебные постановления и принять по делу новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Таджикистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Судом первой инстанции установлено, что Ураков Р.С. с 01.12.2015 г. зарегистрирован по адресу: ***.
С 16 января 2008 г. Ураков Р.С. был уволен со службы в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан по выслуге лет.
Согласно представленному расчету по последнему месту службы, выслуга лет Уракова Р.С. для назначения пенсии в льготном исчислении составляет 20 лет 3 месяца 4 дня.
С 16.01.2008 г, то есть с даты увольнения со службы, Уракову Р.С. была назначена пенсия за выслугу лет и выдано удостоверение АГ N 029 от 21.04.2008 г. о назначении пенсии за выслугу 20 лет с 16.01.2008 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Таджикистан от 01.12.1994 г.
С 01.12.2015 г. выплата пенсии Уракову Р.С. прекращена в связи с подачей заявления 23.12.2015 г. и выездом за переделы Республики Таджикистан.
08 июня 2017 г. Центром пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области дан ответ истцу, в котором сообщалось, что правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами МВД России бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел (в частности Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан) при переезде их на постоянное жительств в Российскую Федерацию в соответствии с Соглашением от 24 декабря 1993г. по законодательству Российской Федерации не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Республики Таджикистан от 21.12.1994 г. N 92 "О неотложных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел, безопасности и Вооруженных Сил Республики Таджикистан", приказом Министерства внутренних дел Республики Таджикистан образовано Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиком МВД Республики Таджикистан.
В соответствии с Указом Президента Республики Таджикистан от 01 июня 1999 года создано Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, которое в соответствии с Положением об Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, утвержденным Указом Президента от 30.01.2007 г. N 156, является правоохранительным органом, осуществляющим государственную политику в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, контроля за их оборотом и контролирующим их реализацию на территории Таджикистан.
Документы, подтверждающие стаж службы Уракова Р.С. в Агентстве по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, истцом ответчику были представлены.
Учитывая наличие приведенных выше международных соглашений о пенсионном обеспечении граждан и отдельных категорий граждан государств - участников СНГ, приоритетность правил международного договора, принимая во внимание, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в других государствах, при аналогичных условиях предусмотрено Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, суд первой инстанции пришел к выводу, что Ураков Р.С. имеет право на сохранение пенсии за выслугу лет при переезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Осуществление пенсионного обеспечения данной категории лиц возложено на соответствующие органы МВД РФ в силу ст. 11 Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (в ред. Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ).
В соответствии со ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
При таких обстоятельствах, учитывая факт обращения истца в декабре 2015 г. за назначением пенсии в пенсионные органы ФСКН, а последующем в пенсионные органы МВД, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсия за выслугу лет Уракову Р.С. подлежит назначению с 01 декабря 2015 г. (с даты прекращения пенсионного обеспечения в Республике Таджикистан).
Также, руководствуясь ст. 100 ГПК РФ, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 руб.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иных выводов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене состоявшихся по делу судебных постановлений служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права и иной оценке доказательств, а применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя ГУ МВД России по Московской области - Корчагина В.А. по доверенности на решение Тверского районного суда города Москвы от 13 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 сентября 2018 года по гражданскому делу по иску Уракова Р.С. к ГУ МВД России по Московской области об обязании назначить пенсию за выслугу лет, перерасчете пенсии, компенсации морального вреда для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.