Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Гусейнова К.К., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 13.11.2018 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04.09.2018 г. по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области к Гусейнову К.К. о взыскании задолженности по налогам и сборам, по административному иску Гусейнова К.К. к МИФНС России N 21 по МО о признании действий незаконными, обязании произвести начисления из кадастровой стоимости в размере 4000000 руб.,
установил:
Межрайонная ИФНС N21 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Гусейнову К.К. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу за 2012, 2014 года, мотивируя свое обращение тем, что ответчик имеет в собственности налогооблагаемое имущество, согласно требованию N * от 31.10.2015г. МИФНС России N 21 по Московской области ответчику предложено уплатить задолженность по налогу в сумме 355 316,23 руб. которая не была оплачена.
Гусейнов К.К. обратился в суд с административным иском к МИФНС России N 21 по Московской области о признании действий незаконными, обязании произвести начисления из кадастровой стоимости в размере 4 000 000 руб, мотивируя свои требования тем, что на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21.10.2016 г. была определена кадастровая стоимость участка Гусейнова К.К. в размере рыночной стоимости - 4 000 000 руб, данная оценка рыночной стоимости определена на 01.01.2013 г. В связи с чем Гусейнов К.К. полагает, что за 2014 г. МИФНС N 21 по Московской области незаконно начислила размер земельного налога с суммы кадастровой стоимости в размере 23 247 000 руб.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 13.12.2017 г. в постановлено:
Административные иски МИФНС N 21 по МО и Гусейнова К.К. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия МИФНС N 21 по МО по использованию налогооблагаемой базы с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером *** принадлежащего на праве собственности Гусейнову К.К, расположенного по адресу: ***.
Взыскать с Гусейнова К.К. в доход местного бюджета задолженность за 2012, 2014г.г. по земельному налогу в размере 108 770,65 руб, пени в размере 589,93 руб, по налогу на имущество физических лиц в размере 6 611,23 руб, пени в размере 2 257,88 руб, пени по транспортному налогу в размере 785,87 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04.09.2018 г. постановлено:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым взыскать с Гусейнова К.К. задолженность за 2012, 2014г.г. по земельному налогу в размере 348 705 руб, пени в размере 12 117 руб. 20 коп, пени по налогу на имущество физических лицу в размере 6 611 руб. 23 коп, пени в размере 2 257 руб. 88 коп, пени по транспортному налогу в размере 785 руб. 87 коп.
В удовлетворении требований Гусейнова К.К. к МИФНС России N 21 по Московской области о признании действий незаконными, обязании произвести начисления из кадастровой стоимости в размере 4 000 000 руб. - отказать.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в законной силе решения суда первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Решением Совета депутатов сельского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 21.11. 2012 г. N 60/02, от 06.11. 2013 г. N 05/06, от 12.11. 2014 г. N 23/01 "Об установлении земельного налога" установлены следующие налоговые ставки земельного налога в отношении земельного участка: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства - 0,3%; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства - 0,3%; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства - 0,2%; прочие земельные участки - 1,5%.
Согласно п. 1 ст.ст. 390, 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Аналогичная норма содержится в п.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога ( п. 1 ст. 45 НК РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из п. 4 ст. 57 НК РФ.
В силу ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик обязан уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что Гусейнов К.К. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, транспортных средств ***, гос.номер *, *, *, гос.номер *, квартиры, расположенной по адресу: ***; жилого дома, расположенного по адресу: ***.
Гусейнову К.К. согласно налогового уведомления N * по сроку уплаты до 11.11.2013 г. начислен земельный налог за 2012 г. в размере 57 304,30 руб, транспортный налог за 2012 г. в размере 8 030,00 руб, налог на имущество за 2012 г. в размере 21 145,75 руб.; согласно налогового уведомления N 571870 по сроку уплаты до 10.11.2014 г. начислен земельный налог за 2013 г. в размере 48 770,65 руб, транспортный налог за 2013 г. в размере 3 190,00 руб, налог на имущество за 2013 г. в размере 9 432,76 руб.; согласно налогового уведомления N 1140663 по сроку уплаты до 01.10.2015 г. начислен земельный налог за 2014 г. в размере 348 705,00 руб, транспортный налог за 2014 г. в размере 3 520,00 руб, налог на имущество за 2014г. в размере 13 727,63 руб. Оплата по вышеуказанным уведомлениям не поступала.
Гусейнову К.К. было направлено требование N * от 23.01.2014 г, которым предложено в срок до 06.03.2014 г. исполнить обязанность по уплате земельного налога (пени) за 2012 г. в размере 589,93 руб.; направлено требование N * от 31.10.2015 г, которым предложено в срок до 22.02.2016 г. исполнить обязанность по уплате транспортного налога за 2014 г. и налога на имущество физических лиц за 2014г. в размере 355 316,23 руб. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 14 571,02 руб. Данные требования оставлены без исполнения.
По состоянию на 05.11.2015 г. имеются сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере 23 247 000 руб. (п. 4 Кадастровой справки от 05.11.2015г).
На основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21.10.2016г. была определена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости 4 000 000 руб. Данная оценка рыночной стоимости определена на 01.01.2013г.
Удовлетворяя частично требования МИФНС России N 21 по Московской области, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение обстоятельства, на которых основаны исковые требования МИФНС России N 21 Московской области о взыскании суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени, пени по транспортному налогу; административным ответчиком не представлено доказательств оплаты недоимки; между тем суд первой инстанции пришел к выводу, что требования ИФНС России N 21 по Московской области об уплате земельного налога в размере 348 705 руб. не соответствует налоговому законодательству, поскольку решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21.10.2016 г. была определена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости - 4 000 000 руб, данная оценка рыночной стоимости определена на 01.01.2013 г, с 01.01.2013 г. не устанавливалась иная кадастровая стоимость, поэтому налог подлежит исчислению в следующем налоговом периоде с вышеуказанной стоимости, в связи с чем также признал незаконными действия МИФНС N 21 по Московской области по использованию налогооблагаемой базы с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего на праве собственности Гусейнову К.К, расположенного по адресу: ***. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что в государственный кадастр недвижимости не были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 23 247 000 руб, в связи с чем указанная кадастровая стоимость не может использоваться для определения налоговой базы в период 2013, 2014, 2015 годы.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции не согласилась, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, с учетом положений действующего законодательства, пришла к выводу, что решение Савеловского районного суда г. Москвы от 13.12.2017 года подлежит отмене, а требования Гусейнова К.К. к МИФНС России N 21 по Московской области о признании действий незаконными, обязании произвести начисления из кадастровой стоимости в размере 4 000 000 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства. Требования МИФНС России по Московской области удовлетворены, с Гусейнова К.К. в пользу МИФНС России N 21 по Московской области взысканы недоимки за 2012, 2014 годы по земельному налогу в размере 348 705 руб, пени в размере 12 117 руб. 20 коп, пени по налогу на имущество физических лицу в размере 6 611 руб. 23 коп, пени в размере 2 257 руб. 88 коп, пени по транспортному налогу в размере 785 руб. 87 коп, исходя из следующего.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N* утверждена кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер *** в размере 23 247 000 руб. Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровый номер *** кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 05.11.2015 года составляет 23 247 000 руб, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 09.12.2013.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка подано Гусейновым К.К. 29.09.2016 года, исходя из чего кадастровая стоимость установленная решением комиссии, может применяться для целей налогообложения лишь с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
При таких данных кадастровая стоимость земельного участка *** в размере 23 247 000 руб. правомерно учтена при исчислении земельного налога за 2014 год.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированными, при этом бремя доказывания между сторонами распределено правильно с учетом ч. 3 ст. 62 КАС РФ, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, в кассационной жалобе выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергнуты.
Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Гусейнова К.К. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04.09.2018 г. по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области к Гусейнову К.К. о взыскании задолженности по налогам и сборам, по административному иску Гусейнова К.К. к МИФНС России N 21 по МО о признании действий незаконными, обязании произвести начисления из кадастровой стоимости в размере 4000000 руб. - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.