Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Байкальского МУГАДН Панькова О.Н. на решение судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 24 июля 2018 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 31 мая 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия,
установил:
постановлением N 03-1837 старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (МУГАДН) от 31 мая 2018 года ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб. за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам.
Решением судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 24 июля 2018 года постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, старший государственный инспектор Байкальского МУГАДН Паньков О.Н. просит решение судьи городского суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании должностное лицо Байкальского МУГАДН Паньков О.Н. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия Цыбикжапова М.М. возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам.
Приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 года N 287 утверждены профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Основанием для вынесения старшим государственным инспектором Байкальского МУГАДН постановления от 31 мая 2018 года и привлечения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия к административной ответственности по части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ послужили результаты проведенной Байкальским МУГАДН проверки.
Как видно из акта проверки от 22 мая 2018 года, работник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия Щипанов С.П, являющийся контролером технического состояния автотранспортных средств и специалистом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, установленным профессиональным и квалификационным требованиям не соответствует. Данный работник имеет образование по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технология наземного транспорта", у него не имеется диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. В городском суде при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица Байкальского МУГАДН представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия заявил о необоснованности привлечения учреждения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, полагая, что юридическое лицо не является субъектом правонарушения в связи с тем, что не осуществляет перевозки пассажиров, грузов и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, а эксплуатирует транспортные средства для собственных нужд.
Судья городского суда, отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, согласился с доводами учреждения и пришел к выводу о том, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку использует транспортные средства для собственных нужд.
Вместе с тем такой вывод суда является несостоятельным, поскольку он сделан без учета разъяснений, изложенных в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", согласно которым на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Рассматривая настоящую жалобу должностного лица Байкальского МУГАДН, надлежит учитывать следующее.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.31.1 КоАП РФ, составляет два месяца.
Следовательно, срок давности привлечения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия к административной ответственности истек 22 июля 2018 года.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
В настоящее время, то есть за пределами срока давности привлечения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия к административной ответственности, исключается возможность отмены решения судьи городского суда и возобновления производства по делу, поскольку в таком случае положение учреждения будет ухудшено, что является недопустимым.
Таким образом, обжалуемое решение судьи городского суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 24 июля 2018 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 31 мая 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия, оставить без изменения.
Судья Назимова П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.