Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Урмаевой Т.А,
судей коллегии Гончиковой И.Ч, Мирзаевой И.И,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Баргузинский район", Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ об обязании организовать водоотведение, разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения,
по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Шаракшанэ А.В,
на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 7 августа 2018 года,
которым постановлено: Исковые требования и.о. прокурора Баргузинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Баргузинский район" в срок до 01.12.2019г. организовать водоотведение с. Баргузин в соответствии с установленными требованиями законодательства путем разработки проектной документации для строительства устройства централизованного водоотведения - очистных сооружений в с. Баргузин Баргузинского района, и предоставить документы, предусмотренные п.2.1.1, п. 3.1 "Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность", утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 N 490, в министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для решения вопроса о финансировании строительства очистных сооружений.
Обязать администрацию муниципального образования "Баргузинский район" в срок до 01.12.2021г. осуществить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры - очистных сооружений с. Баргузин;
Обязать администрацию муниципального образования "Баргузинский район" и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в срок до 01.12.2019г. принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию объекта коммунальной инфраструктуры - очистных сооружений с. Баргузин.
Обязать администрацию муниципального образования "Баргузинский район" в срок до 31.03.2019г. разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения с. Баргузин.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч, выслушав представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Шаракшанэ А.В, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Республики Бурятия Хорошеву О.Я, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Баргузинского района Республики Бурятия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с иском к Администрации муниципального образования "Баргузинский район", Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, с учетом уточнений просил обязать устранить нарушения требований федерального законодательства.
Иск мотивирован тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Баргузинского района РБ было установлено, что постановлением администрации сельское поселение "Баргузинское" от 23.03.2016 N59 "О закреплении земельного участка для временного хранения твердых коммунальных отходов в период до начала эксплуатации межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов" определено место временного хранения твердых коммунальных отходов на земельном участке площадью в... расположенном по адресу: "... "кадастровый номер...
Указанный земельный участок в нарушение требований федерального законодательства является местом слива жидких бытовых отходов ГБУЗ "Баргузинская центральная районная больница", ООО "Тепловик", ООО "Коммунальное хозяйство" и других учреждений, расположенных на территории МО СП "Баргузинское".
Причиной слива на рельеф местности жидких бытовых отходов явилась ненадлежащая организация водоотведения.
В с. Баргузин Баргузинского района в настоящее время сложилась сложная ситуация в связи с отсутствием очистных сооружений и невозможностью вывоза жидких бытовых отходов на ближайшие очистные сооружения.
На территории поселения отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение. Технологически подключение всех жилых домов и других объектов к централизованным канализационным сетям, очистным сооружениям в настоящее время невозможно в связи с отсутствием очистных сооружений, линии водоотведения. Имеется потребность в строительстве очистных сооружений в с. Баргузин.
Сброс недостаточно-очищенных сточных вод на рельеф местности создает угрозу загрязнения реки озера Байкал, причинения вреда экосистеме озера Байкал.
В судебном заседании помощник прокурора Баргузинского района РБ Доржиев Б.А, действующий на основании доверенности, просил иск удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
В судебное заседание представитель ответчика администрации МО "Баргузинский район" не явился.
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия направило письменное возражение на иск, в которым полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования, заявленные к Министерству, ссылаясь на отсутствие доказательств виновного, неправомерного действии, либо бездействия со стороны Министерства. Просили учесть, что муниципальное образование в рамках своих полномочий при решении вопросов местного значения действует самостоятельно и несет ответственность согласно действующему законодательству. Органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица - Байкальского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Шаргаев П.М. действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Галсанов Б.Ч. исковые требования поддерживает в полном объеме, считает, что о привлечении по данному делу на стороне ответчика Министерство экономики РБ и Министерство финансов РБ нет смысла, потому что Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия сама обязана направить заявку в Министерство экономики РБ и Министерство финансов РБ.
Решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 7 августа 2018 года исковые требования прокурора удовлетворены.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба представителем Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Шаракшанэ А.В, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда в части обязания Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в срок до 01.12.2019г. принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию объекта коммунальной инфраструктуры - очистных сооружений с. Баргузин и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска. Считает, решение в указанной части необоснованным и незаконным, поскольку имеет место недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильно применены и нарушены нормы материального и процессуального права.
На заседании судебной коллегии представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. пояснила, что осуществление Министерством действий в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию объекта коммунальной инфраструктуры возможно только в соответствии с установленным Порядком предоставления субсидий.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. действовавшей до 27.05.2014) к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органом местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно ч. ч. 2 и 4 ст. 38 указанного Закона, схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и утверждаются органами местного самоуправления.
В силу части 6 указанной нормы, Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 года N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Баргузинского района Республики Бурятия проверки установлено, что постановлением администрации сельское поселение "Баргузинское" от 23.03.2016 N59 "О закреплении земельного участка для временного хранения твердых коммунальных отходов в период до начала эксплуатации межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов" определено место временного хранения твердых коммунальных отходов на земельном участке площадью в... расположенном по адресу: "... "
Указанный земельный участок в нарушение требование федерального законодательства является местом слива жидких бытовых отходов ГБУЗ "Баргузинская центральная районная больница", ООО "Тепловик", ООО "Коммунальное хозяйство" и других учреждений, расположенных на территории МО СП "Баргузинское".
В связи с участившимися случаями несанкционированного слива жидких бытовых отходов постановлением главы администрации Баргузинского района от 14.08.2017 N 469 введен режим функционирования "Повышенная готовность" на территории района.
Причиной слива на рельеф местности жидких бытовых отходов явилась ненадлежащая организация водоотведения.
В с. Баргузин Баргузинского района в настоящее время сложилась сложная ситуация в связи с отсутствием очистных сооружений и невозможностью вывоза жидких бытовых отходов на ближайшие очистные сооружения.
На территории поселения отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение. Технологически подключение всех жилых домов и других объектов к централизованным канализационным сетям, очистным сооружениям в настоящее время невозможно в связи с отсутствием очистных сооружений, линии водоотведения. Имеется потребность в строительстве очистных сооружений в с. Баргузин.
Сброс недостаточно-очищенных сточных вод на рельеф местности создает угрозу загрязнения реки озера Байкал, причинения вреда экосистеме уникального природного объекта - озера Байкал, являющегося мировым наследием и собственностью Российской Федерации.
Указанные обстоятельства в суде первой инстанции не оспаривались.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законом обязанность по утверждению и разработке схем водоснабжения и водоотведения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования и возложил обязанность на администрацию муниципального образования "Баргузинский район" разработать проектную документацию для строительства устройства централизованного водоотведения очистных сооружений в с.Баргузин, а Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию объекта коммунальной инфраструктуры - очистных сооружений с. Баргузин.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они являются верными в должной степени мотивированными и основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Министерства нет обязанности по инициированию финансирования мероприятий по проектированию очистных сооружений, являются необоснованными.
Удовлетворяя заявленные требования к ответчику Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, суд обоснованно исходил из установленных законодательством полномочий Министерства строительства по финансированию проектирования объекта коммунальной инфраструктуры, финансированию строительства очистных сооружений с. Баргузин.
В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия N131 от 14.04.2009 г. "О Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия" данное Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности (п.1.1).
Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия", автономного учреждения Республики Бурятия "Управление государственной экспертизы Республики Бурятия", бюджетных учреждений Республики Бурятия "Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия", "Гостехинвентаризация - республиканское бюро технической инвентаризации", а также некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия (п.1.2).
Основными задачами Министерства являются, в том числе (п.2.1.2, 2.4 Положения):
-развитие и совершенствование территории Республики Бурятия путем обеспечения территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
-создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
В соответствии с положением о своей деятельности Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
-Разрабатывает предложения по формированию федеральных целевых программ и государственных программ Республики Бурятия. Разрабатывает концепции, стратегии, государственные программы Республики Бурятия и ведомственные программы (п.3.5).
-Разрабатывает предложения по формированию перечня объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия (п. 3.11).
-Вносит в Министерство финансов Республики Бурятия предложения по формированию республиканского бюджета и финансированию подведомственных Министерству учреждений (п. 3.12).
-Осуществляет полномочия получателя средств федерального бюджета, главного распорядителя, главного администратора средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций и обеспечение деятельности Министерства (п. 3.13).
-Осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, жилищно-коммунального назначения (п. 3.14).
Таким образом, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в целях создания безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения, обеспечения повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения наделено полномочиями по финансированию соответствующих мероприятий.
Согласно п. 1.3 и п. 2.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 N 490, главными распорядителями бюджетных средств выступают исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, ответственные за распределение объемов финансирования мероприятий государственной программы (подпрограммы), в рамках которых планируется осуществлять бюджетные инвестиции в объекты, в пределах полномочий, определенных в установленной сфере ведения: в части строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реализуемых в целях развития общественной инфраструктуры Республики Бурятия (социальная и инженерная инфраструктура), а также в части приобретения не завершенных строительством объектов недвижимого имущества - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Из изложенного следует, что финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно в рамках указанного порядка при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Кроме того, положения Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" не регламентируют порядок разработки проектной документации и не исключают ее разработку по поручению и за счет средств Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия иными организациями, в том числе подведомственными данному Министерству.
При этом финансирование мероприятий по разработке проектной документации и строительству очистных сооружений возможно как в рамках Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", так и в ином порядке с учетом широкого спектра имеющихся у Министерства полномочий.
Вопреки доводу жалобы, пунктом 2.4 вышеназванного Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают за счет средств местного бюджета, за исключением объектов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и на территориях Прибайкальского, Иволгинского, Тарбагатайского, Селенгинского и Кяхтинского районов Республики Бурятия, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 -2020 годы".
Изложенное свидетельствует, что на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия возложена обязанность по участию в финансировании разработки проектной документации в соответствии с указанным Порядком. После разработки проектной документации финансирование строительства очистных сооружений возможно в рамках ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 гг.г.
Довод жалобы о том, что к участию в деле не привлечены Министерство экономики РБ и Министерство финансов РБ, как органы, участвующие в организации финансирования строительства объектов, не является основанием к отмене решения суда. Законные интересы и права указанных органов решением суда не затрагиваются.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, вместе с тем считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда в части возложении на Министерство строительства и модернизации ЖКХ РБ обязанности принять участие в осуществлении финснсирования мероприятий по проектированию объекта коммунальной инфраструктуры - очистных сооружений с. Баргузин указанием о совершении указанных действий в соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность". утвержденного Постановлением Правительства РБ от 08.20.2014 г. N 490.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Дополнить абзац четвертый резолютивной части решения Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 7 августа 2018 г. после слов "... Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в срок до 01.12.2019 г. принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию объекта коммунальной инфраструктуры - очистных сооружений с. Баргузин" указанием "в соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 08.20.2014 г. N 490".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Урмаева Т.А.
Судьи: Гончикова И.Ч
Мирзаева И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.