Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Холонгуевой О.Р,
судей коллегии Нимаевой О.З, Семенова Б.С,
при секретаре Цыбиковой Р.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "г.Северобайкальск" о понуждении установки пандусов,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Сергеевой Т.В.
на решение Северобайкальского городского суда РБ от 23 августа 2018 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Обязать администрацию МО "г. Северобайкальск" провести мероприятия по обеспечению доступа для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 " Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" установить пандусы: для каждого блока жилых зданий, расположенных в г. Северобайкальск по адресам: "... ", в сроки до 31.12.2019 г.
Обязать администрацию МО "г. Северобайкальск" провести мероприятия направленные на ремонт пандуса к 3-му подъезду д. "... " г. Северобайкальск в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", в срок до 31.12.2019 г.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С, пояснения прокурора Осиповой А.М, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском, согласно уточненным требованиям просил обязать администрацию МО "г. Северобайкальск":
- провести мероприятия по обеспечению доступа для маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" установить пандусы: для каждого блока жилых зданий, расположенных в г. Северобайкальск по адресам: "... ";
- провести мероприятия направленные на ремонт пандуса к 3-му подъезду д. "... " г. Северобайкальск в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Требования мотивированы тем, что прокурорской проверкой соблюдения органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда установлено, что требования законодательства, предусматривающее обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ при строительстве многоквартирных жилых домов, не соблюдены. Установлено, что на территории МО "г. Северобайкальск" по Программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2017 году введено в эксплуатацию 27 многоквартирных жилых домов. Технические задания к муниципальным контрактам на строительство многоквартирных жилых домов предусматривают наличие пандусов для каждого блока зданий. Однако, к многоквартирным жилым домам не обеспечен безбарьерный доступ для инвалидов и иных маломобильных групп населения, не установлены пандусы, либо имеются, но им необходим ремонт. В адрес АМО "г. Северобайкальск" было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, мер по представлению администрацией города не принято, в связи чем, в суд был подан вышеуказанный иск в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Ушакова С.В. иск поддержала.
Представитель ответчика Сергеева Т.В. иск не признала, пояснила, что строительство домов в рамках действующей на территории города Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда произведено за счет финансовых средств муниципалитета, а также республиканских и федеральных денежных средств. Строительство домов осуществлено с нарушениями требований муниципального контракта, проектной документации, согласно которой были предусмотрены к домам пандусы, но в силу отсутствия финансирования, не были построены. У муниципального образования денежных средств не имеется, поскольку городу необходимо провести благоустройство дворовых территорий.
Представитель третьего лица Минстрой РБ не явился.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Сергеева Т.В. просит об отмене решения суда, указывая на то, что прокурор, требуя совершить определенные действия, не предусмотренные законодательством РФ, вмешивается в деятельность органов местного самоуправления по использованию установленных полномочий, что противоречит ст. 12 Конституции РФ. Кроме того, судом применены положения СНиП 35-01-2001, утвержденные Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, признанные утратившими силу с 01 января 2013 года.
В заседании судебной коллегии прокурор Осипова А.М. законность решения суда поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, надлежаще извещены.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со ст. 15 названного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Из материалов дела следует, по результатам проведенной Межрайонной прокуратурой проверки установлено, что на территории МО "город Северобайкальск" по Программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2017 году введено в эксплуатацию 27 многоквартирных жилых домов. Технические задания к муниципальным контрактам на строительство многоквартирных жилых домов предусматривают наличие пандусов для каждого блока зданий.
К многоквартирным жилым домам не обеспечен безбарьерный доступ для инвалидов и иных маломобильных групп населения, в том числе не установлены пандусы.
29 марта 2018 года межрайонной прокуратурой по результатам рассмотрения коллективного обращения жителей дома... по ул. Ленинградской г. Северобайкальск в адрес руководства АМО "город Северобайкальск" внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В ходе проверки установлено, что 08 августа 2016 года Комитетом по управлению городским хозяйством администрации МО "город Северобайкальск" с АО "Регионстрой" заключен муниципальный контракт на строительство двух многоквартирных домов на территории города Северобайкальск - N... по ул. Ленинградской,... г. Северобайкальск и N... по ул. Автомобилистов,... г. Северобайкальск.
По результатам заключения указанного муниципального контракта в августе 2017 года составлены Акты приемки законченных строительством объектов. Недостатков в выполненных работах до подписания соответствующих актов не выявлено, протоколы с указанием перечня недостатков в соответствии с п. 4.7 контракта не составлялись. В августе 2017 года многоквартирные жилые дома АМО "город Северобайкальск введены в эксплуатацию, находятся на гарантийном сроке. Установлен факт несоответствия малоэтажного строительства требованиям муниципального контракта, проектной документации.
В нарушение п. 7 технического задания (приложение N1 к муниципальному контракту) в домах не обеспечен беспрепятственный доступ на уровень первого этажа жилых домов и по всему внутридомовому пространству, путем устройства пандусов на перепадах высот более 0,05 м, оборудование каждого подъезда пандусом с уклоном не более 5%; пандусы для каждого блока зданий.
По результатам рассмотрения представления межрайонного прокурора Администрацией МО "город Северобайкальск" в адрес подрядчика АО "Регионстрой" 19 апреля 2018 года направлена претензия, срок устранения недостатков установлен до 10 июня 2018 года. По сведениям АМО "город Северобайкальск" от 11 июля 2018 года N 2257 выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Из ответа АО "Ремстрой" на претензию МКУ Комитет по управлению городским хозяйством АМО "г. Северобайкальск" от 04 мая 2018 года следует, что проектно-сметной документацией размещенной в составе конкурсной документации для проведения аукциона в электронной форме устройство пандусов не предусмотрено. При выполнении контракта работы выполнены по проектно-сметной документации, оплата за устройство пандусов не включалась.
Разрешая заявленный спор, районный суд, руководствуясь приведенными в решении нормами права, установив, что рассматриваемые здания не оборудованы пандусами, то есть, минимальные требования по доступности инвалидов в жилые помещения не соблюдены, удовлетворил требования, установив срок для исполнения обязанности по проведению мероприятия по обеспечению доступа для мобильных групп населения, а именно установить пандусы, в срок до 31 декабря 2019 года.
Вопреки доводам жалобы судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, требуя совершить действия, не предусмотренные законодательством РФ, вмешивается в деятельность органов местного самоуправления по использованию установленных полномочий, признаются коллегией несостоятельными, подлежащими отклонению.
Так, заявленные требования прокурора в защиту прав и законных интересов инвалидов предъявлены в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
В силу п. 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 5 ст. 15 ФЗ).
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр "Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
С момента введения в действие СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" признать не подлежащим применению СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605, за исключением пунктов СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521.
Пункты 4.1.14, 4.1.15. 4.1.16 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и кружений для маломобильных групп населения" в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Так, положениями СНиП 35-01-2001 установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года N 689-О-О, установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений требованиям доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения проводится в форме эксплуатационного контроля и возлагается на лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" необходимо иметь в виду, что в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям. Характер допущенных судом первой инстанции нарушений (формальный или неформальный) определяется судом апелляционной инстанции в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционных жалобы, представления.
Так, указание в жалобе на применение районным судом положений СНиП 35-01-2001, утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, и признанных утратившими силу с 01 января 2013 года, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о неверности позиции суда о публичной обязанности ответчика, как органа местного самоуправления, вытекающей из норм федерального законодательства, по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Таким образом, решение суда постановлено законно и обоснованно, оснований для его отмены либо изменений, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда РБ от 23 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья: О.Р. Холонгуева
Судьи коллегии: О.З. Нимаева
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.