Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.
судей коллегии Базарова В.Н. и Захарова Е.И.
при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акбашева Александра Константиновича к Администрации г. Улан-Удэ об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение
по апелляционной жалобе
представителя
ответчика Администрации г. Улан-Удэ Аюшеевой Д.Н. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 9 октября 2018 г, которым постановлено:
Исковые требования Акбашева Александра Константиновича удовлетворить
Возложить на Администрацию гор.Улан-Удэ обязанность предоставить Акбашеву Александру Константиновичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте гор.Улан-Удэ на семью из одного человека, отвечающее установленным санитарным и технически ч требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека, с учетом права пользования дополнительной жилой площадью.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акбашев А.К. обратился в суд с иском к Администрации г. Улан-Удэ указав, что он имеет право жилище которое должно быть предоставлено бесплатно и вне очереди в связи тем, что он признан малоимущим и является инвалидом второй группы бессрочно имеющим заболевание при котором невозможно совместное проживай: е граждан в одной квартире. В связи с указанным просит возложить на ответчика обязанность предоставить истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечено Правительство Республики Бурятия и Министерство социальной защиты населения РБ.
В судебное заседание истец Акбашев А.К. и его представитель по доверенности Балданова Ц.Д. не явились, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Аюшеева Д.Н. возражала против требований истца поясняя, что оснований для обеспечения истца жильем вне очереди не имеется, т.к. из фонда муниципального жилья подлежат обеспечению жильем только граждане состоящие в очереди по категории "малоимущие Поскольку требования истца об обеспечении жильем заявлены по иной категории лиц, состоящих в очереди на получение жилья, полагала, что такие требования не могут быть удовлетворены за счет города. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерство социальной защиты населения РБ по доверенности Данзанова СВ. возражала против требований истца.
Представитель Правительства РБ по доверенности Тришкина Е.С. в судебное заседание не явилась, направила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменный отзыв согласно которого полагала, что требования истца подлежат удовлетворению за счет ответчика.
Советский районный суд г. Улан-Удэ постановилприведенное выше решение.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. с принятым решением не согласилась,
в апелляционной
жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по двум категориям: "малоимущие" и как "гражданин страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно". Отмечает, что по категории "малоимущие" могут предоставляться из муниципального жилищного фонда только в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Ссылается, что статья 57 ЖК РФ не предусматривает обязанности определенного органа по предоставлению жилого помещения гражданам страдающим тяжелой формой хронического заболевания.
На заседании судебной коллегии представитель истца Балданова Ц.Д. в интересах Акбашева А.К. против доводов апелляционной жалобы возражала.
Истец Акбашев А.К, представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ, представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст. 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия г. Бурлова А.А. ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представлении.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Определение категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке, при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого чалена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2), жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления, наличие же специального закона, соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве Российской Федерации перечне.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 года инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный Кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, в свою очередь инвалиды нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР действовавшим до 1 марта 2005 года и ЖК РФ.
Федеральный закон от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация и содержание муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципального образования может находиться, в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении вне очереди, помещений, гражданам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет особенности реализации их жилищных прав и не возлагает дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от 22.08.2018 года N 1450 истец Акбашев А.К. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи 1 человек по категории "граждан страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно", с составом семьи 1 человек.
Согласно распоряжения Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от 27.08.2018 года N 1450 истец Акбашев А.К. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи 1 человек по категории "малоимущие".
Выпиской из домой книги от 26.10.2017 года подтверждается, что Акбашев А.К. зарегистрирован в "... " с 04.10.2017 года. Кроме него в доме зарегистрировано еще 9 человек. Квартира принадлежит Сахановой М.В, общая её площадь составляет 35,3 кв.м.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец, являясь лицом страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное с ним проживание в одной квартире, исходя из требований законодательства, как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем, имеет право на внеочередное предоставление жилья за счет муниципального жилищного фонда.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, полагая, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличие правовых оснований для удовлетворения исковых требований при этом при рассмотрении дела были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и постановлено оспариваемое решение в соответствии с нормами материального права, при этом нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что исковые требования необоснованно предъявлены к Администрации г.Улан-Удэ и не подлежат удовлетворению, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон в силу вышеизложенных норм права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 9 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья: О.З. Нимаева
Судьи коллегии: Е.И.Захаров
В.Н. Базаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.