Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судейколлегии Назимовой П.С., Захарова Е.И.,
при секретаре Абзаевой В.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леухиной Нины Васильевны к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по апелляционной жалобе представителя административного истца Тонких Л.П. на решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 03 августа 2018 года, которым, постановлено:
Административное исковое заявление Леухиной Нины Васильевны к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения административного истца Леухиной Н.В, ее представителя Тонких Л.П, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Леухина Н.В. обратилась с административным иском к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности от...
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением КУИиЗ Администрации города Улан-Удэ от 04 апреля 2018 года ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Основанием для отказа явилось то, что в соответствии с Земельным кодексом РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных объектов недвижимости. Отказ не соответствует действующему законодательству. При обращении в КУИиЗ города Улан-Удэ она предоставила полный пакет документов, необходимых для бесплатного предоставления земельного участка. Испрашиваемый земельный участок не находится в охранной зоне военного объекта, находится в двухстах метрах от границы отмежеванного земельного участка военных складов. Между испрашиваемым земельным участком и границей отмежеванного земельного участка военных складов пролегает улица "... ", где узаконены дома и земельные участки. Полагает, что в отношении испрашиваемого земельного участка отсутствуют ограничения или запрет, установленный Постановлением Правительства РФ N 405 от 05.05.2014 г.
В суд первой инстанции административный истец Леухина Н.В. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Тонких Л.П. административный иск поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Пешняева А.С. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне военного объекта.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Тонких Л.П. просит решение отменить, вынести новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения.
В суде апелляционной инстанции административный истец Леухина Н.В, ее представитель Тонких Л.П. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ Пешняева А.С. в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о проведении судебного заседания в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Из пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" б есплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности: гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, в одном из следующих случаев: находящиеся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона; состоящие на государственном кадастровом учете на основании материалов инвентаризации, проведенной в соответствии с Программой инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 июня 1995 года N 227 "О Программе инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия", и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона; находящиеся в зоне сельскохозяйственного использования для ведения личного подсобного хозяйства и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона. При этом, если жилые дома созданы после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-I "О собственности в СССР" и до 31 декабря 2010 года, земельные участки бесплатно предоставляются в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 105 Земельного кодекса РФ установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, к которым в т.ч. относится зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.
Постановлением Правительства РФ N 405 от 05.05.2014 г. утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Согласно пункту 2 данного Положения к военным объектам относятся существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Под охранной зоной военного объекта понимается территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Согласно пункта 6 Положения для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
Пунктом 9 Положения предусматривается, что граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру: на расстоянии, не превышающем 400 метров, - для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горюче-смазочные материалы.
Из материалов дела следует, что Леухина Н.В. обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов для размещения индивидуального жилого дома.
Распоряжением КУИиЗ Администрации города Улан-Удэ от... Леухиной Н.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу "... ", условный... категория земель: земли населенных пунктов, зона застройки индивидуальными жилыми домами в собственность бесплатно.
Основанием для отказа явилось то, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне военного объекта, что приводит к невозможности разрешенного использования индивидуального жилого дома на таком земельном участке.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии 283 метра от внешнего ограждения войсковой части 59313-71.
Из ответа командира части следует, что на территории войсковой части 59313-71 расположены объекты хранения взрывчатых веществ.
Учитывая изложенные нормы права, что испрашиваемый земельный участок находится в 283 метрах от внешнего ограждений войсковой части, где расположены объекты хранения взрывчатых веществ, т.е. расположен в зоне с особыми условиями использования территорий вывод районного суда о законности обжалуемого распоряжения административного ответчика, является правильным и обоснованным.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований не согласится с которой у вышестоящего суда не имеется.
Довод жалобы о том, что часть земельных участков узаконено решениями КУиЗ Администрации города Улан-Удэ, основанием для удовлетворения исковых требований Леухиной Н.В. не является, обстоятельства приобретения в собственность земельных участков иными лицами доказательственного значения по данному делу не имеет.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 3 августа 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи коллегии: П.С. Назимова
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.