Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В,
судей
коллегии Казанцевой Т.Б,
Назимовой П.С,
с участием прокурора Хорошевой О.Я.
при секретаре Черепановой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия об установлении административного надзора в отношении Коломина П.В.
по апелляционной жалобе Коломина П.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 10 октября 2018 года, которым административный иск частично удовлетворен и постановлено:
Установить административный надзор в отношении Коломина П.В. сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить административные ограничения в отношении Коломина П.В.:
-запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 24 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
- обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить выезд за пределы Республики Бурятия.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия просил установить административный надзор в отношении осужденного Коломина П.В. сроком на 8 лет и возложить на него административные ограничения: запрещение пребывания в увеселительных заведениях: в кафе, барах, ресторанах, связанных с реализацией алкогольной продукции; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий с участием несовершеннолетних и участия в них, а также детских дошкольных и образовательных учреждений; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.; запрещение выезда за пределы Республики Бурятия; обязательная явка 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Требования основаны на том, что осужденный Коломин П.В. в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет в исправительной колонии строгого режима по приговору Верховного Суда Республики Бурятия от 23 сентября 2008 года за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Начало срока наказания - 12 февраля 2009 года, конец срока наказания - 28 февраля 2019 года. После освобождения из мест лишения свободы Коломин П.В. будет иметь непогашенную судимость за совершение тяжких преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, что в силу статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ является основанием для установления в отношении Коломина П.В. административного надзора и административных ограничений.
В суде первой инстанции представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия Бальжиев Б.В. требования поддержал.
Административный ответчик Коломин П.В. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Прокурор Сметанина И.Г. полагала необходимым частично удовлетворить административный иск.
Районный суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Коломин П.В. просит его отменить, снизив установленный судом срок административного надзора, и исключить из числа административных ограничений запрет на выезд за пределы Республики Бурятия. Указывает, что постановления администрации ИК о наложении дисциплинарных взысканий являются сфабрикованными, приняты с нарушением установленной процедуры. Нарушений порядка отбывания наказания Коломиным П.В. не допускались. Сведения, приведенные администраций ИК в характеристике, не соответствуют действительности. Срок административного надзора является необоснованно завышенным. Поскольку родственники Коломина П.В. проживают в г. "... ", где он планирует трудоустроиться, то запрет на выезд за пределы Республики Бурятия будет этому препятствовать.
В судебном заседании Коломин П.В. доводы жалобы поддержал.
Представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия в суд не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Прокурор Хорошева О.Я. полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 указанного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ определено, что в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с частью 3 статьи 5 названного Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Как видно из материалов дела, приговором Верховного Суда Республики Бурятия от 23 сентября 2008 года Коломин П.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ст. "... " Уголовного кодекса РФ, на основании ст. 69 ч.3 Уголовного кодекса РФ ему назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Указанные преступления, совершенные Коломиным П.В, являются преступлениями против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего лица. Согласно статье 15 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступлений) они относились к категории особо тяжких преступлений, судимость за совершение которых в силу пункта "в" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Коломина П.В. административного надзора сроком на 8 лет, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При установлении видов административных ограничений судом первой инстанции учтены обстоятельства дела, связанные с личностью Коломина П.В, его поведение в период отбывания наказания, характеристика исправительного учреждения.
Довод апелляционной жалобы Коломина П.В. о несогласии со сроком административного надзора не может быть принят во внимание, поскольку в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, к которым относится Коломин П.В, суд устанавливает конкретный срок административного надзора, который не может быть снижен.
Поскольку такое ограничение как запрет выезда поднадзорного лица за установленные судом пределы территории подлежало установлению в отношении Коломина П.В. в обязательном порядке, то разъездной характер его работы, наличие родственников за пределами Республики Бурятия на законность выводов суда в указанной части не влияют.
Довод Коломина П.В. о возможных негативных последствиях при трудоустройстве не основаны на материалах дела и не могут быть приняты во внимание. Ограничение прав административного ответчика в данном случае согласуется с требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку осуществлено в соответствии с федеральным законом в целях защиты общественно значимых интересов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 10 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.