Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова Н.А,
судей
Лиджиева С.В. и Гонеевой Б.П,
при секретаре Годаевой Т.А,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Дорджиева А.В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности возобновить выплаты и компенсации по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Наранова А.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Гонеевой Б.П. об обстоятельствах дела, объяснения истца Дорджиева А.В, представителя ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Манджиевой Д.Н, представителей третьего лица Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия" Бурлаковой Н.Л, Бембеевой В.Б, судебная коллегия
установила:
Дорджиев А.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее - МВД по Республике Калмыкия) о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности на МВД по Республике Калмыкия выдать удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности возобновить выплаты и компенсации.
В обоснование требований указал, что с 10 июня по 10 октября 1986 года во время прохождения военной службы он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с чем Ики-Бурульским районным военным комиссариатом Республики Калмыкия ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 1994 года истец проходил службу в органах внутренних дел. *** взамен удостоверения союзного образца Управлением труда и социальной защиты населения Мэрии г. Элисты ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. 18 марта 2009 года военно-врачебной комиссией у него было установлено заболевание, возникшее вследствие исполнения служебных обязанностей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с этого же года он признан инвалидом *** группы. К назначенной пенсии Дорджиев А.В. дополнительно получал компенсации и выплаты, предусмотренные для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставление которых прекращено. В феврале 2017 года истец обратился в Центр финансового обеспечения МВД по Республике Калмыкия с заявлением о выдаче удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Однако им получен отказ, мотивированный тем, что удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдано неуполномоченным органом, а заболевание, в результате которого он признан инвалидом, отсутствует в Перечне заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации. Полагал, что наличие у него заболевания, полученного в результате воздействия радиации, установлено военно-врачебной комиссией Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия"
и Бюро N1 - филиал Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия". Просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обязать МВД по Республике Калмыкия выдать ему удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать МВД по Республике Калмыкия возобновить выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством для граждан, подвергшихся радиации при устранении последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ***.
В судебном заседании истец Дорджиев А.В. уточнил требования и просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки, обязать МВД по Республике Калмыкия выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и возобновить выплату предусмотренных компенсаций с октября 2017 года.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 сентября 2018 года исковые требования Дорджиева А.В. удовлетворены. За ним признано право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". На Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия возложена обязанность по выдаче Дорджиеву А.В. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также обязанность по возобновлению ему выплаты денежной компенсации с октября 2017 года.
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Калмыкия Наранов А.С. просит отменить решение суда и вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на необоснованность выводов суда. Указывает, что МВД по Республике Калмыкия не оспаривает право истца на получение мер социальной поддержки и не уклонялось от выдачи истцу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. *** по заявлению Дорджиева А.В. в установленном порядке ему было выдано указанное удостоверение. Полагает, что право Дорджиева А.В. на меры социальной поддержки возникает с момента предъявления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть с ***.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Дорджиев А.В. просил решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Дорджиев А.В. подтвердил, что в судебном заседании суда первой инстанции, уточнив заявленные требования, просил возобновить с *** выплаты, положенные ему, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Дорджиев А.В, являясь участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Прекращение Дорджиеву А.В. выплат денежной компенсации нарушает гарантированное указанным законом право истца на получение мер социальной поддержки.
С данными выводами суда следует согласиться ввиду их соответствия нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-I или Закон) гражданам Российской Федерации гарантируется предоставление мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся, в том числе, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Вышеприведенной категории граждан выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Указанное удостоверение дает право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, с момента их предъявления (ч. 4 ст. 15 Закона).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 этого же Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.
По смыслу приведенных норм гражданам, участвовавшим в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при предъявлении ими вышеназванного удостоверения предоставляются компенсации и льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данное право в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Дорджиев А.В. во время прохождения военной службы призывался на сборы в войсковую часть *** с 10 июня по 10 октября 1986 года, где принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
*** районным военным комиссариатом Республики Калмыкия ему были выданы нагрудный знак и удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии ***.
Из материалов дела также следует, что Дорджиеву А.В. по представленному вышеуказанному удостоверению предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
После выдачи истцу *** удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии *** МВД по Республике Калмыкия выплачивало ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
При таких данных Дорджиев А.В, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получал в МВД по Республике Калмыкия меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на основании представленных удостоверений, что соответствует положениям ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Доводы представителя ответчиков о том, что денежные выплаты Дорджиеву А.В. подлежат прекращению ввиду выдачи ему удостоверения неуполномоченным органом - Управлением труда и социальной защиты населения Мэрии г. Элисты, несостоятельны. Доказательств того, что для выдачи данного удостоверения Дорджиевым А.В. были представлены недостоверные сведения, не имеется.
Выдача Дорджиеву А.В. удостоверения указанным органом не является основанием для ограничения его права на меры социальной поддержки и прекращения выплат денежной компенсации.
Кроме того, факт участия истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчиками не оспаривался. В связи с этим он относится к категории лиц, которым Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется предоставление мер социальной поддержки. При этом удостоверение служит лишь документом, выданным в подтверждение такого участия.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возобновлении Дорджиеву А.В. выплаты денежной компенсации с октября 2017 года.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда, указав о возложении обязанности на МВД по Республике Калмыкия по возобновлению выплаты Дорджиеву А.В. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с октября 2017 года.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановилсуд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 138 Гражданского процессуального кодекса РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст. 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Как усматривается из материалов дела, истец получал ежемесячные денежные компенсации на приобретение продовольственных товаров и возмещения вреда здоровью.
При таком положении отсутствие в резолютивной части решения указания на вид денежной компенсации свидетельствует о том, что резолютивная часть решения не содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств дела, и может вызвать затруднения при его исполнении.
Судебная коллегия считает обоснованными и заслуживающими внимания доводы жалобы в части возложения на МВД по Республике Калмыкия обязанности по выдаче Дорджиеву А.В. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Оформление и выдача гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней службу) в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, пенсионерам этих органов, удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится этими федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена военная (приравненная к ней) служба (п. 3 Порядка).
В силу п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из приведенных норм следует, что федеральный орган исполнительной власти оформляет и выдает удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по заявлению гражданина, который должен обратиться с таким заявлением в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы). Следовательно, выдача удостоверения носит заявительный характер и зависит от волеизъявления гражданина.
Согласно материалам дела Дорджиев А.В. *** обратился в МВД по Республике Калмыкия с заявлением о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
*** МВД России выдано Дорджиеву А.В. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу вышеуказанных норм МВД по Республике Калмыкия не обладает полномочиями по выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, доказательств обращения к ответчику с заявлением ранее указанной даты истцом не представлено.
В связи с изложенным правовых оснований для возложения на МВД по Республике Калмыкия обязанности по выдаче Дорджиеву А.В. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 сентября 2018 года в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отменить.
В удовлетворении исковых требований Дорджиева Александра Васильевича к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о возложении обязанности выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - отказать.
Это же решение изменить в части возложения обязанности возобновить выплату денежной компенсации на Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия возобновить выплату Дорджиеву Александру Васильевичу ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ***.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи: С.В. Лиджиев
Б.П. Гонеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.