Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова Н.А,
судей
Гонеевой Б.П.
Цакировой О.В.
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каналош Н.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периодов работы в должности, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) на решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 23 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В, объяснения представителя ответчика ГУ - УПФР в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) Бембиновой С.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Каналош Н.И, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
Каналош Н.И. обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) (далее - УПФ, УПФР).
В обоснование своих требований истец указала, что она работает в Приютненской районной больнице" (далее - больница) по настоящее время в должности медицинской сестры. 21 декабря 2017 года она обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако решением пенсионного органа от 15 марта 2018 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа. Из специального стажа работы ответчиком незаконно исключены периоды прохождения ею курсов повышения квалификации с 15 марта 2010 года по 12 апреля 2010 года и с 13 октября 2014 года по 10 ноября 2014 года, и с 21 декабря 1995 года по 12 мая 2009 года работы в должности "медицинская сестра картотеки". Считает, что периоды прохождения курсов повышения квалификации исключены из ее специального трудового стажа необоснованно, так как на курсы она направлялась работодателем для повышения квалификации, при этом за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Незаконным является и исключение периода работы с 21 декабря 1995 года по 12 мая 2009 года в должности "медицинская сестра картотеки", поскольку правом на досрочную пенсию пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности в лечебно-профилактических учреждениях. Ее должность - медсестра картотеки - указана неверно. Работая медсестрой картотеки, занималась ведением картотеки, вела учет прививок, заносила сведения в картотеку, выдавала сведения, занималась учетом детей после прививок, тем самым выполняла функции процедурной медсестры. Считает отказ пенсионного органа необоснованным.
Просила обязать пенсионный орган включить в ее специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, вышеназванные спорные периоды работы и назначить ей пенсию со дня первичного обращения в ГУ- УПФР в Приютненском районе, то есть с 21 декабря 2017 года.
В судебном заседании Каналош Н.И. поддержала заявленные требования.
Представитель УПФР Бембинова С.А. иск не признала, пояснила, что должность "медсестра картотеки" не предусмотрена законом как дающая право на льготную пенсию. Время нахождения на курсах повышения квалификации также не подлежит включению в спецстаж, поскольку время отсутствия на работе в течение полного дня не подлежит включению в спецстаж.
Решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 23 октября 2018 года исковые требования Каналош Н.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворены.
УПФР (межрайонное) обязано включить в специальный страховой стаж Каналош Н.И, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 15 марта 2010 года по 12 апреля 2010 года и с 13 октября 2014 года по 10 ноября 2014 года, периоды ее работы в качестве медицинской сестры кабинета с 21 декабря 1995 года по 12 мая 2009 года.
УПФР (межрайонное) обязано назначить Каналош Н.И. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со дня обращения за указанной пенсией, то есть с 21 декабря 2017 года.
В апелляционной жалобе представитель УПФР Утаева Б.Б. просит отменить решение суда, в удовлетворении исковых требований Каналош Н.И. отказать. Решение УПФ об отказе в назначении пенсии Каналош Н.И. правильное, право на досрочную страховую пенсию по старости у нее отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 8, статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 о списках работ, профессий, должностей, специальности и учреждений, с учетом которых назначается пенсия по старости, о правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной пенсии, исходил из того, что, характер и специфика осуществляемой работы Каналош в больнице, цели и направления деятельности лечебного учреждения, свидетельствуют о том, что в оспариваемый период она исполняла, в том числе, и обязанности медицинской сестры кабинета, на момент обращения истца за назначением трудовой пенсии по старости общая продолжительность ее специального страхового стажа составила более 25 лет, истец имеет право на указанное досрочное пенсионное обеспечение.
С указанными выводами суда следует согласиться в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу части 1 статьи 30 этого закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8.
Так, согласно статье 30 закона такая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 30 закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ и в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В силу изложенного, в период с 21 декабря 1995 года до 31 октября 1999 года средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактического учреждения всех форм собственности, с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2001 года по 05 февраля 2009 года медицинская сестра кабинета признается лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях.
Указанные периоды были исключены решением УПФР из специального стажа Каналош Н.И, дающего право на названную пенсию.
Правильное по существу решение суда о зачете указанных периодов работы Каналош Н.И. в качестве медсестры кабинета в ее специальный стаж подлежит изменению в части включения периода работы, дающего право на назначение досрочной пенсии, с 06 февраля 2009 года по 12 мая 2009 года. Указанный период подлежит исключению из спецстажа, поскольку истец в течение этого времени работала оператором ЭВМ.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, из которых усматривается, что Каналош Н.И. 21 декабря 1995 года как медсестра терапевтического отделения райбольницы была переведена медсестрой картотетчицей временно в рентгенкабинет, 01 мая 1997 года переведена картотетчицей детского кабинета, с 06 февраля 2009 года переведена оператором ЭВМ.
Из приказов по больнице, справок БУ РК "Приютненская райбольница", объяснений истца видно, что с 1995 года по 2009 года отдельного подразделения детская поликлиника в штатном расписании больницы не было, имелся лишь детский (педиатрический) кабинет структурного подразделения поликлиники, работая медсестрой картотеки, как было указано в трудовой ее книжке, она занималась ведением картотеки, выдавала сведения, занималась учетом медицинских препаратов, вела дневники прививок детей, проверяла состояние детей после прививок, в спорный период времени работала медицинской сестрой детского кабинета, медицинской сестрой рентгенкабинета и осуществляла лечебную деятельность.
Таким образом, материалы дела подтверждают, что истец в исследуемые периоды по характеру и специфике выполняемых работ, условиям труда, с учетом направления деятельности медицинского учреждения работала фактически в должности медицинской сестры кабинета районной больницы и поликлиники, что соответствует требованиям вышеназванных Списков.
Обстоятельства дела подтверждают, что работа истца, связанная с осуществлением лечебной деятельности, протекала исключительно в сельской местности.
Как следует из объяснений истца, занимаемая ею должность была неправильно записана администрацией райбольницы при поступлении ее на работу. В силу 18-летнего возраста в тот период она не обращала внимания на эти обстоятельства.
Неверное указание в документах должности истца при отсутствии иных доказательств не свидетельствует о том, что фактическая работа в качестве медсестры кабинета ею не осуществлялась.
Из дела видно, что в указанный период Каналош Н.И. была переведена на работу в качестве оператора ЭВМ, дополнительно работала на 0,25 ставки медсестрой, то есть неполный рабочий день. Должность оператора ЭВМ отсутствует в указанных Списках.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Таким образом, период работы с 06 февраля 2009 года по 12 мая 2009 года неправомерно засчитан судом первой инстанции в спецстаж истца судом и, следовательно, с учетом требований изложенных правовых норм подлежит исключению.
В то же время несостоятельным следует признать довод апелляционной жалобы о том, что включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 15 марта 2010 года по 12 апреля 2010 года и с 13 октября 2014 года по 10 ноября 2014 года в специальный стаж противоречит нормам пенсионного законодательства.
Правомерен вывод суда первой инстанции со ссылкой на статью 112 КЗоТ РФ, аналогичную ей по содержанию статью 187 Трудового кодекса РФ, пункт 4 Правил о том, что повышение квалификации является обязательной частью трудовой функции работника и его трудовой деятельности. В период нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы, средняя заработная плата, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, законно и обоснованно периоды нахождения на указанных курсах включены в специальный стаж и исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Согласно абзацу 3 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пунктом 2 ранее названного Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 установлено, что работникам здравоохранения, указанным
в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности считается за один год и 3 месяца.
По пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 один год работы в сельской местности засчитывается за один год и 3 месяца.
По подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности года работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что по состоянию на день обращения в УПФ за досрочным назначением пенсии по старости, то есть на 21 декабря 2017 года, специальный стаж Каналош Н.И. составлял более 25 лет.
Следует признать законным и обоснованным вывод суда об обязании УПФР назначить пенсию Каналош Н.И. с момента ее обращения в пенсионный орган - с 21 декабря 2017 года.
По действующему законодательству трудовая пенсия назначается со дня обращения лица за указанной пенсией. Назначение пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, то есть носит заявительный характер.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку обращение Каналош Н.И. за назначением досрочной пенсии по старости с учетом наличия у нее права на пенсию последовало 21 декабря 2017 года, и истцом оспаривается отказ пенсионного органа, последовавший на данное ее обращение, то и обязанность УПФР назначить указанную пенсию, при признании отказа УПФ незаконным, возникает 21 декабря 2017 года.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 23 октября 2018 года изменить в части указания периода работы, дающего право на назначение пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с 06 февраля 2009 года по 12 мая 2009 года в качестве оператора ЭВМ, исключив указанный период из специального стажа Каналош Н.И.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи Б.П. Гонеева
О.В. Цакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.