Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 декабря 2018 г. по делу N 33а-1168/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Василенко И.И,
судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителей административного истца - ШушваловаП.В. и Шушвалова Р.В. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 июля 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных в интересах военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Дармоедова Виталия Павловича требований об оспаривании действий Директора Федеральной службы безопасности России (далее - ФСБ России), начальника и председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области (далее - Пограничное управление), связанных с порядком обеспечения истца жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и возражений на нее, объяснения представителей Директора ФСБ России - СкрябинаА.Э, начальника и председателя жилищной комиссии Пограничного управления - Скворцова Н.В, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
17 мая 2012 г. решением жилищной комиссии Пограничного управления (протокол N 4/2012) Дармоедов В.П, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, составом семьи один человек признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в "адрес"
На основании обращений административного истца жилищной комиссией Пограничного управления принято решение от 17 ноября 2014 г. (протокол N 14/2014) о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в г. Ростове-на-Дону.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления (протокол N8/2015) от 9 февраля 2015 г. за Дармоедовым В.П. признано право на обеспечение жильем в форме предоставления жилищной субсидии.
Полагая, что командование не предпринимает достаточных мер для надлежащего обеспечения жилищной субсидией, Дармоедов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия вышеуказанных должностных лиц, связанные с невыплатой ему жилищной субсидии, и обязать их произвести выплату субсидии.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представители административного истца просят решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование авторы жалобы, анализируя положения действующего законодательства, ссылаясь на судебную практику, указывают, что после принятия решения об обеспечении ДармоедоваВ.П. жилищной субсидией командование обязано произвести ее выплату вне зависимости от наличия или отсутствия на эти цели денежных средств. Также они считают, что очередность предоставления жилищной субсидии Пограничным управлением нарушена. При определении очередности необходимо было исходить из даты первоначального принятия истца на жилищный учет, а право на предоставление субсидии следует исчислять с момента его отказа от получения жилого помещения в связи с отсутствием у истца возможности оплатить общую площадь, превышающую норму предоставления. Кроме того, представители утверждают, что вступившее в законную силу решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 28 сентября 2018г, которым Дармоедову В.П. отказано в признании незаконным решения жилищной комиссии Пограничного управления от 25июля 2018 г. о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела, поскольку с жилищного учета он снят спустя более трех лет с момента принятия на него и возникновения у Пограничного управления обязанности по выплате жилищной субсидии.
Указывая о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон, представители истца обращают внимание, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании дополнительных доказательств, чем лишил истца возможности представлять их. В нарушение требований ст. 84 КАС РФ суд при рассмотрении дела проявлял формализм и необъективность.
В возражениях представитель начальника и председателя жилищной комиссии Пограничного управления - Н.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами ЖК РФ, а также принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из материалов дела видно, что по состоянию на 5 июля 2018 г. он находится в очереди на предоставление жилищной субсидии под номером 23. При этом перед Дармоедовым В.П. в очереди состоят военнослужащие, принятые на жилищный учет ранее истца, а также лица, имеющие трех и более детей, которые на основании пункта 17 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежат обеспечению жилищной субсидией во внеочередном порядке.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом ФСБ России от 15октября 2014 г. N587, обязательным условием предоставления военнослужащему жилищной субсидии является признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
В силу части 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решениями суда по ранее рассмотренным гражданскому или административным делам не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 28сентября 2018 г, вступившим в законную силу 5 декабря 2018 г, признано законным решение жилищной комиссии Пограничного управления от 25 июля 2018 г. N 41/2018, в соответствии с которым истец снят с жилищного учета в связи с обеспеченностью ранее от государства жилым помещением.
Это обстоятельство применительно к жилищным правоотношениям, связанным с обеспечением жилищной субсидией, является юридически значимым и, вопреки доводам жалобы, имеет преюдициальное значение для данного дела, поскольку непосредственно связано с правом Дармоедова В.П. на обеспечение жильем. При этом принятие решения о снятии истца с жилищного учета спустя более трех лет с момента признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения на правильность данного вывода не влияет.
Учитывая, что истец не является нуждающимся в предоставлении жилья, то права на получение жилищной субсидии он не имеет.
При таких обстоятельствах вывод гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении требований Дармоедова В.П. о признании незаконными действий воинских должностных лиц, связанных с невыплатой ему субсидии, является верным.
Доводы апелляционной жалобы о необъективности суда первой инстанции являются несостоятельными и опровергаются протоколами судебных заседаний, из которых видно, что дело рассматривалось с соблюдением требований закона, принципа состязательности и равноправия сторон, при этом судом были исследованы доказательства, достаточные для правильного разрешения дела, все заявленные ходатайства разрешены с учетом мнения сторон, которые принимали активное участие в исследовании доказательств и судебных прениях, в связи с чем оснований для истребования новых доказательств применительно к ст. 63 КАС РФ не имелось. Замечаний на протоколы судебных заседаний не поступало.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 июля 2018 г. по административному исковому заявлению Дармоедова Виталия Павловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителей истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.