Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 декабря 2018 г. по делу N 33а-1169/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Василенко И.И,
судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы административного дела по частной жалобе представителя административных ответчиков - Скрябина А.Э. на частное определение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 июля 2018г, которым обращено внимание начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области (далее - Пограничное управление) на нарушения законности, выявленные в ходе рассмотрения административного дела по административному иску в интересах старшего прапорщика Дармоедова Виталия Павловича об оспаривании действий Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБРоссии), начальника и председателя жилищной комиссии Пограничного управления, связанных с порядком обеспечения истца жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание частного определения, доводы частной жалобы, объяснения представителей Директора ФСБ России - СкрябинаА.Э, начальника и председателя жилищной комиссии Пограничного управления - Скворцова Н.В, в обоснование частной жалобы, судебная коллегия
установила:
согласно решению жилищной комиссии Пограничного управления от 17ноября 2014 г. (протокол N 14/2014) Дармоедов В.П. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в г. Ростове-на-Дону.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления (протокол N8/2015) от 9 февраля 2015 г. за Дармоедовым В.П. признано право на обеспечение жильем в форме предоставления жилищной субсидии.
Решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 июня 2018 г. Дармоедову В.П. отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий вышеуказанных должностных лиц, связанных с невыплатой истцу жилищной субсидии.
При рассмотрении дела установлено, что срок действия контракта Дармоедова В.П, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и имеющего общую продолжительность военной службы более 10 лет, истекал в январе 2015 года. До окончания данного срока истец обратился по команде с рапортом, в котором содержались просьба об увольнении с военной службы по возрасту и отказ от заключения нового контракта.
В связи с этим частным определением гарнизонного военного суда обращено внимание начальника Пограничного управления на ненадлежащее исполнение требований законодательства в части несвоевременного увольнения Дармоедова В.П. с военной службы по истечении срока контракта.
В частной жалобе представитель административных ответчиков - Скрябин А.Э, ссылаясь на нормы действующего законодательства и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8, просит частное определение отменить. В обоснование он указывает, что ДармоедовВ.П. не мог быть уволен с военной службы по истечении срока контракта, поскольку подлежал увольнению по возрасту и согласия на свое увольнение без предоставления жилья не давал.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в частной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения частного определения.
Согласно части 1 ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и направляет его копии должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Таким образом, военнослужащий, подлежащий увольнению по возрасту и признанный установленным порядком нуждающимся в обеспечении жильем, не может быть уволен с военной службы без предоставления жилого помещения.
Следовательно, содержащийся в частном определении вывод гарнизонного военного суда о необходимости увольнения истца с военной службы в связи с окончанием срока контракта является ошибочным.
Вместе с тем из материалов дела видно, что в 1988 году Дармоедов В.П. был обеспечен из государственного фонда благоустроенным жилым помещением общей площадью 52,9 кв.м в "адрес". В1999году данное жилое помещение было обменяно им на другую квартиру в этом же населенном пункте общей площадью 63,5 кв, которая перешла в собственность Дармоедова В.П. и членов его семьи в равных долях. В 2001 году принадлежавшую ему 1/3 доли этой квартиры, по площади превышающую учетную норму, истец подарил своей дочери.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 28сентября 2018 г, вступившим в законную силу 5 декабря 2018 г, признано обоснованным решение жилищной комиссии Пограничного управления от 25 июля 2018 г. N 41/2018, согласно которому истец снят с жилищного учета в связи с обеспеченностью ранее от государства жилым помещением.
В соответствии с п. 28 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, проверка данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях и служебных жилых помещениях, проводится жилищными комиссиями самостоятельно путем запрашивания документов (их копий или содержащихся в них сведений), необходимых для принятия на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими (гражданами) по собственной инициативе.
При проверке сведений, послуживших основанием для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилищными комиссиями в обязательном порядке запрашиваются выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащего и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с 31 января 1998 г.) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет и справка (сообщение) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) у военнослужащего и членов его семьи жилых помещений на праве собственности (получается со всех мест регистрации по месту жительства военнослужащего и членов его семьи, а также с мест прохождения военной службы, начиная с 11 июля 1991 г. по 31 января 1998 г.).
В представленной Пограничному управлению выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 21 сентября 2016 г. N61/001/955/2016-6388 содержатся сведения о том, что в собственности Дормоедова В.П. находилась 1/3 доля жилого помещения общей площадью 63,5 кв.м. Однако объяснения истца по данному подводу получены председателем жилищной комиссии только в марте 2018 года.
Изложенное свидетельствует о том, что в результате ненадлежащего контроля со стороны должностных лиц Пограничного управления за состоянием жилищного учета военнослужащих Дармоедов В.П. необоснованно находился на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем, несмотря на истечение срока контракта в январе 2015 года, был уволен с венной службы лишь 11сентября 2018 г.
При таких обстоятельствах имелись основания для вынесения частного определения, в котором обращено внимание начальника Пограничного управления на ненадлежащее исполнение должностными лицами требований законодательства о порядке прохождения военной службы.
Поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 310 КАС РФ правильное по существу судебное постановление суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям, частная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 315 и 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
частное определение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 июля 2018г, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению в интересах Дармоедова Виталия Павловича, оставить без изменения, а частную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.