Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 декабря 2018 г. по делу N 33а-1434/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Капусте А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 4 октября 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований Романовой Татьяны Анатольевны об оспаривании выводов по результатам проведенного командованием войсковой части N расследования обстоятельств смерти ее мужа - военнослужащего названной воинской части капитана 2 ранга Романова Александра Анатольевича.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя командира войсковой части N - капитана юстиции Сухинина В.В, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Романова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными и не соответствующими фактическим обстоятельствам выводы, указанные в заключении от 15 ноября 2017 г. по результатам проведенного командованием войсковой части N расследования обстоятельств смерти ее мужа - военнослужащего названной воинской части капитана 2 ранга Романова А.А, обязать устранить допущенное нарушение ее прав, как члена семьи умершего военнослужащего, путем объявления в приказе по личному составу о наступлении смерти Романова А.А. при исполнении им обязанностей военной службы.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование Романова Т.А. указывает, что 2 ноября 2017 г. ее муж Романов А.А. был экстренно госпитализирован, в связи с чем в отпуске не находился, а пребывал на лечении. Поскольку в случае нахождения на лечении военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, то вывод суда о том, что лечение военнослужащего должно быть непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, является необоснованным.
По мнению подателя жалобы, вместо положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", дающего понятие "лечение", суд ошибочно применил нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Автор жалобы утверждает, что заключение военно-врачебной комисии было вынесено заочно на основании справки, выданной командованием воинской части, в связи с чем данное заключение не может быть принято во внимание, поскольку не определяет причинную связь между смертью Романова А.А. и исполнением им обязанностей военной службы.
В письменных возражениях представитель командира войсковой части N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий считаются исполняющим обязанности военной службы, в частности, в случаях нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.
Из разъяснений, данных в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 N "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", усматривается, что при разрешении споров, связанных с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы.
По делу установлено, что капитан 2 ранга Романов А.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части N
19 октября 2017 г. Романов А.А. обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил предоставить ему часть основного отпуска за 2017 год в период со 2 ноября по 5 декабря 2017 г.
В порядке реализации указанного рапорта командир войсковой части N издал приказ от 30 ноября 2017 г. N 316-лс, которым предоставил Романову А.А. основной отпуск за 2017 год в вышеназванный период.
2 ноября 2017 г. Романов А.А, находясь в основном отпуске, выехал в лесной массив на территории Крымского района Краснодарского края с целью сбора грибов, где около 10 часов того же дня внезапно почувствовал себя плохо и ему была вызвана бригада скорой медицинской помощи, которая незамедлительно доставила Романова А.А. в центральную районную больницу Крымского района. Несмотря на оказанную помощь около 14 часов 2 ноября 2017 г. медицинскими работниками в больнице констатирована смерть Романова А.А. от острого сердечного приступа.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями карты вызова скорой медицинской помощи, карты больного, посмертного эпикриза, медицинского свидетельства и справки о смерти.
Приказом командира войсковой части N от 3 ноября 2017 г. N 322-лс Романов А.А. в связи со смертью исключен из списков личного состава воинской части с этой же даты.
Из заключения по результатам проведенного командованием войсковой части N расследования от 15 ноября 2017 г. следует, что смерть Романова А.А. наступила в период прохождения военной службы, не при исполнении обязанностей военной службы.
В заключении Центральной военно-врачебной комиссии ФСБ России от 7 февраля 2018 г. N 21 причинная связь заболевания и наступивших последствий в виде смерти Романова А.А. указана как "заболевание получено в период военной службы".
При таких обстоятельствах, учитывая, что смерть Романова А.А. наступила от острого сердечного приступа в период нахождения его в основном отпуске, гарнизонный военный суд правильно признал, что обязанности по военной службе он в тот период не исполнял, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 4 октября 2018 г. по административному исковому заявлению Романовой Татьяны Анатольевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.