Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 декабря 2018 г. по делу N 33а-1435/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Капусте А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитан-лейтенанта Воронина Александра Владимировича об оспаривании бездействия командира войсковой части N, связанного с порядком рассмотрения его обращения по вопросу досрочного увольнения истца с военной службы.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия,
установила:
Воронин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с неизданием приказа о досрочном увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и обязать названное должностное лицо ходатайствовать перед вышестоящим командованием об издании приказа о его досрочном увольнении с военной службы по этому основанию.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование он указывает, что 10 февраля 2018 г. обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Однако до настоящего времени данный рапорт не разрешен и представление о его досрочном увольнении с военной службы командованием не подписано. При этом командование, направив его личное дело для подсчета выслуги лет через 8 дней после окончания срока контракта, нарушило срок представления к увольнению его с военной службы.
В письменных возражениях представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с абзацем 4 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения в случае признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.
Следовательно, военнослужащий может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в случае признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности и при отсутствии других оснований для увольнения. Причем увольнение военнослужащего по данному основанию является не правом военнослужащего, а прерогативой командования.
Судом первой инстанции установлено, что 31 июля 2008 г. Воронин А.В. заключил контракт о прохождении военной службы сроком на 10 лет и проходил ее на воинской должности командира штурманской боевой части войсковой части N.
По заключению военно-врачебной комиссии от 13 октября 2017 г, утвержденному 26 октября 2017 г, истец признан ограниченно годным к военной службе.
10 февраля 2018 г. Воронин А.В. обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы по подпункту "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющийся военно-учетной специальности, но годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность).
16 февраля 2018 г. Воронин А.В. отказался от заключения нового контракта.
Однако 24 марта 2018 г. Воронин А.В. обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил заключить с ним новый контракт на один год. В тот же день с Ворониным А.В. проведена индивидуальная беседа, в ходе которой он сообщил о своем несогласии с увольнением с военной службы и просил назначить его на воинские должности с учетом состояния его здоровья.
10 апреля 2018 г. с Ворониным А.В. вновь проведена индивидуальная беседа, в ходе которой он от предложенных ему воинских должностей отказался и просил уволить его с военной службы по состоянию здоровья. Аналогичную просьбу истец выразил в своем рапорте от 18 апреля 2018 г. на имя командира войсковой части N
Однако в связи с тем, что Воронин А.В. не соглашался на увольнение его с военной службы без обеспечения жильем, то он не мог быть уволен с военной службы по состоянию здоровья, а имел возможность на обеспечение жилым помещением в общем порядке при продолжении военной службы.
Такие разъяснения даны в пункте 45 и 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
5 июня 2018 г. в ходе вновь проведенной индивидуальной беседы Воронин А.В. просил командование уволить его с военной службы по подпункту "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока контракта.
6 августа 2018 г. аттестационная комиссия войсковой части N (с учетом последнего волеизъявления истца от 5 июня 2018 г.) приняла решение (протокол N 11) ходатайствовать об увольнении Воронина А.В. с военной службы по истечении срока контракта.
7 августа 2018 г. командир войсковой части N направил личное дело Воронина А.В. в управление кадров Черноморского флота для подсчета выслуги лет на пенсию.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпунктом "б" пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения.
В пунктах 9 и 11 статьи 9 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, не менее чем за четыре месяца до истечения его срока подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт. Если военнослужащий не изъявит желания заключить новый контракт в установленном порядке, он представляется к увольнению с военной службы.
То есть, о своем желании продолжить военную службу военнослужащий должен заявить не менее чем за четыре месяца до окончания срока предыдущего контракта посредством обращения по команде с соответствующим рапортом. В случае невыполнения военнослужащим данного требования в указанный срок либо отказа от заключения контракта, он подлежит увольнению с военной службы.
24 марта 2018 г. Воронин А.В. обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил о заключении с ним нового контракта сроком на один год. Однако впоследствии Воронин А.В, настаивая на увольнении с военной службы по истечении срока контракта, отказался от заключения нового контракта о прохождении военной службы.
Данное обстоятельство подтверждается сообщением врио командира войсковой части N от 19 декабря 2018 г, в соответствии с которым истец новый контракт о прохождении военной службы не заключал и приказом командира названной воинской части от 16 ноября 2018 г. исключен из списков личного состава воинской части.
Поскольку Воронин А.В. не изъявил желания продолжить военную службу по контракту, а другие основания для его увольнения после 31 июля 2018 г. отсутствовали, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности действий командования, связанных с порядком увольнения истца с военной службы по истечении срока контракта.
Также суд принял во внимание, что в соответствии с пунктом 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы командир войсковой части N не обладает полномочиями по изданию приказов об увольнении с военной службы военнослужащих в воинском звании "капитан-лейтенант".
Что же касается нарушений командованием сроков проведения мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих с военной службы, то с учетом вышеизложенных имеющих значение для дела обстоятельств, это не влияет на правильность вывода суда первой инстанции. На нарушение этих сроков обращено внимание командира войсковой части N в частном определении Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2018 г.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2018 г. по административному исковому заявлению Воронина Александра Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.