Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 декабря 2018 г. по делу N 33а-1437/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В,
судей: Гришина С.В, Меркулова Д.В,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Исаева А.В. на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 25 сентября 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных подполковником запаса Ворфоломеевым Владимиром Николаевичем требований об оспаривании действий руководителя Службы охраны на Кавказе Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Служба охраны), связанных с порядком увольнения истца с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции АрефьеваМ.С, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приказами руководителя Службы охраны от 31 января 2018 г. N 12-лс Ворфоломеев В.Н. досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а от 15 мая 2018 г. N 73-лс - исключен из списков личного состава воинской части с 17 мая этого же года.
Ворфоломеев В.Н. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать названные приказы незаконными, восстановить его на военной службе и в списках личного состава воинской части, обеспечив положенными видами довольствия, поскольку до увольнения с военной службы он не был обеспечен жильем.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что служебное помещение Ворфоломеев В.Н. сдал, ввиду сокрытия от него сведений, касающихся увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части. Сдача жилья была произведена по требованию командования, которое не предлагало ему заключить новый договор найма занимаемого служебного жилого помещения после увольнения с военной службы. Судом не дана оценка тем обстоятельствам, что в листе беседы отсутствует информация о разъяснении ему права пользоваться занимаемым жилым помещением до обеспечения жильем в избранном месте жительства, в справке об оформлении расчета содержится требование о сдаче им жилья, а также отсутствует дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель военного прокурора 55военной прокуратуры гарнизона просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Аналогичная правовая норма содержится в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Этой же нормой предусмотрено, что при желании увольняемых военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствие закону указанной нормы Положения о порядке прохождения военной службы подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30. В этом решении отмечено, что норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения таковым по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца второго п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.
По смыслу пункта 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему жилья в избранном постоянном месте жительства либо жилищной субсидии.
Следовательно, препятствий для увольнения военнослужащих указанной категории, обеспеченных служебными жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
Как следует из материалов дела, 11 мая 2017 г. по договору найма служебного жилого помещения Ворфоломееву В.Н. и 3 членам его семьи в месте прохождения военной службы предоставлена служебная квартира по адресу: "адрес" общей площадью 73,7кв.м. В связи с предстоящим увольнением административного истца с военной службы, имеющего более 10 лет выслуги, решением Центральной жилищной комиссии ФСО России от 30января 2018 г. Ворфоломеев В.Н. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в г. Волгограде.
Приказами руководителя Службы охраны от 31 января 2018 г. N 12-лс административный истец досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а от 15 мая 2018 г. N 73-лс - исключен из списков личного состава воинской части с 17 мая этого же года.
26 мая 2018 г. Ворфоломеев В.Н. по собственной инициативе сдал занимаемую служебную квартиру установленным порядком. При этом из материалов дела не усматривается, что заявителю командованием чинились препятствия к проживанию в этой квартире до получения жилья в избранном месте жительства.
Учитывая, что на день увольнения с военной службы административный истец был обеспечен служебным жилым помещением в г. Кисловодске Ставропольского края, а местом жительства после увольнения с военной службы избрал г. Волгоград, его право на жилище нарушено не было, в связи с чем гарнизонный военный суд правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам автора жалобы, наличие в справке об оформлении расчета с Ворфорломеевым В.Н. записи, что служебное жилье планируется к сдаче 26 мая 2018 г, не является доказательством предъявления командованием к административному истцу требования об освобождении занимаемого им служебного жилого помещения.
Вместе с тем, добровольное освобождение Ворфоломеевым В.Н. после увольнения с военной службы служебного жилого помещения, не свидетельствует об ограничении его прав в жилищной сфере и не может расцениваться как обстоятельство, влияющее на оценку законности увольнения административного истца.
Неразъяснение командованием в ходе проводимой беседы Ворфоломееву В.Н. права пользоваться занимаемым жилым помещением до обеспечения жильем в избранном месте жительства, в силу положений действующего законодательства, не может являться основанием для восстановления его на военной службе.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 25 сентября 2018 г. по административному исковому заявлению Ворфоломеева Владимира Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.