Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 декабря 2018 г. по делу N 33а-1439/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Капусте А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 19 октября 2018 года, которым удовлетворены заявленные требования проходящего военную службу по контракту старшины Койчакаева Капура Шарабутдиновича о признании незаконными действий начальника отделения (территориальное, г. Махачкала) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии его внучки и внука в качестве членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Костина В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 28 января 2014 года N 69 Койчакаев К.Ш. принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи из 4 человек (он, супруга, дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Решением того же должностного лица от 7 сентября 2018 года N 20/10 в принятии на жилищный учёт внучки ( ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и внука ( ДД.ММ.ГГГГ года рождения) Койчакаева К.Ш. отказано на том основании, что эти лица не внесены в его личное дело, а решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 2 апреля 2018 года, которым внуки признаны членами его семьи, не может быть принято во внимание, поскольку управление жилищного обеспечения не привлекалось к участию в том деле в качестве стороны.
Койчакаев К.Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение об отказе в принятии на жилищный учёт его внуков и обязать вышеназванное должностное лицо отменить своё решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии их на такой учёт.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе утверждается, что ссылка в решении гарнизонного военного суда на решение Буйнакского городского суда от 2 апреля 2018 года является необоснованной, так как управление жилищного обеспечения стороной по делу не являлось. Обстоятельства, установленные этим судебным решением, имеют преюдициальное значение при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а сторонами по настоящему делу являются другие лица.
Податель жалобы ссылается на то, что с ноября 2010 года по март 2018 года Койчакаев К.Ш. с супругой, дочерью и сыном проживали в служебном жилом помещении, в договоре найма которого не указано, что внуки проживали совместно с истцом. На основании заявления от 1 марта 2018 года Койчакаев К.Ш. по собственному желанию сдал служебное жилое помещение.
По мнению ответчика, к членам семьи военнослужащих относятся только лица, указанные в пункте 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Основания для признания внуков находящимися на иждивении Койчакаева К.Ш. отсутствуют, так как в суд не представлено доказательств того, что они в настоящее время находятся на полном содержании истца, помощь которого является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Их мать является совершеннолетней и трудоспособной, у них также имеется и отец, а в силу статьи 80 Семейного кодекса РФ содержание несовершеннолетних является обязанностью их родителей. Мать не лишена возможности взыскать с отца детей алименты на их содержание.
В жалобе обращается внимание на то, что из договора найма жилого помещения от 6 марта 2018 года видно, что внуки стали проживать с истцом только с указанной даты, а не с момента рождения.
Кроме того, ответчик считает, что решение суда не соответствует требованиям пункта 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.
Рассмотрев материалы дела и приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более военнослужащие-граждане и совместно проживающие с ними члены их семьи имеют право на обеспечение жилыми помещениями по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.
Как видно из материалов дела, с июля 2000 года Койчакаев К.Ш. проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес"
Решением начальника управления жилищного обеспечения от 28 января 2014 года N 69 в связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту Койчакаев К.Ш. и члены его семьи (супруга, дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с 16 мая 2013 года приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном в качестве места жительства после увольнения с военной службы городе Балашихе Московской области.
С ноября 2010 года по март 2018 года Койчакаев К.Ш. со своей семьёй проживал в служебной квартире в городе Буйнакске. В договор найма служебного жилого помещения от 24 ноября 2010 года были внесены вышеназванные члены его семьи. В ДД.ММ.ГГГГ году у дочери Койчакаева К.Ш. родилась дочь, а в ДД.ММ.ГГГГ году - сын.
В марте 2018 года эта служебная квартира сдана им в установленном порядке жилищному органу.
В марте 2018 года Койчакаевым К.Ш. с наймодателем, являющимся собственником квартиры, заключён договор найма жилого помещения. В этом договоре в качестве членов семьи нанимателя указаны его супруга, сын, дочь, внучка и внук.
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 7 сентября 2018 года N 20/10 в принятии на жилищный учёт внучки и внука Койчакаева К.Ш. в качестве членов его семьи отказано по указанным выше основаниям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
По смыслу указанных норм, в случае проживания с военнослужащим родственников, из числа прямо непоименованных в части 1 ст. 69 ЖК РФ, и нетрудоспособных иждивенцев необходимо относить к членам его семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением вместе с ним, при условии вселения их нанимателем в качестве членов семьи и ведения с ними общего хозяйства.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, содержащейся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", о том, что при разрешении споров, связанных с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся супруг, дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
В абзаце 4 п. 26 того же постановления указано, что с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ) частью 1 ст. 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
В ходе судебного разбирательства по данному делу судом первой инстанции исследовано вступившее в законную силу решение Буйнакского городского суда от 2 апреля 2018 года, в соответствии с которым внучка и внук Койчакаева К.Ш. признаны членами его семьи.
В этом судебном решении установлено, что дочь Койчакаева К.Ш. и её двое детей проживают совместно с ним в качестве членов его семьи, своего жилья и самостоятельного источника дохода не имеют, ведут с ним общее хозяйство, он оказывает им материальную помощь.
В силу части 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Следовательно, обстоятельства, связанные с совместным проживанием внуков Койчакаева К.Ш. в качестве членов его семьи, в доказывании не нуждаются.
Ссылка в жалобе на то, что обстоятельства, установленные решением Буйнакского городского суда, не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, на том основании, что управление жилищного обеспечения стороной по делу не являлось, является ошибочной, так как это условие касается рассмотрения гражданских дел в порядке ГПК РФ, тогда как в статье 64 КАС РФ такого условия не содержится.
Неуказание в договоре найма служебного жилого помещения внуков Койчакаева К.Ш. в качестве новых членов его семьи, на что делается ссылка в жалобе, само по себе не является основанием для признания их не приобретшими право на жилое помещение. Такое разъяснение содержится в подпункте "д" п. 41 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14.
Что касается мнения истца о том, что при определении круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём, следует руководствоваться пунктом 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то его нельзя признать обоснованным, так как действующим законодательством, с учётом разъяснений, содержащихся в названных постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, предусмотрены и иные приведённые выше основания для признания членами семьи военнослужащего, имеющими право на обеспечение жильём.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ начальника отделения управления жилищного обеспечения в признании внучки и внука Койчакаева К.Ш. в качестве членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Утверждение в жалобе о том, что решение суда не соответствует требованиям пункта 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ не основано на каких-либо объективных данных.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 19 октября 2018 года по административному исковому заявлению Койчакаева Капура Шарабутдиновича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: А.Б. Санников
М.Г. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.