Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А,
судей Дулуша В.В, Сат Л.Б,
при секретаре Кара-оол О.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сат Л.Б. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Тоджинская центральная кожуунная больница" о возложении обязанности выделения финансовых средств на строительство и осуществления строительства отдельно стоящего здания туберкулезного отделения по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. на решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 28 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Тыва (далее - Минздрав РТ), Министерству финансов Республики Тыва (далее - Минфин РТ), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Тоджинская центральная кожуунная больница" (далее - ГБУЗ РТ "Тоджинская ЦКБ"). В обоснование иска указывает на то, что территория ГБУЗ РТ "Тоджинская ЦКБ" расположена в жилой зоне районного центра с. Тоора-Хем, ограждена и в своем составе имеет фтизиатрическое отделение на 7 коек. Отделение размещено в деревянном, одноэтажном здании 1955 года постройки, в этом же здании размещены имеющие отдельные входы администрация больницы, инфекционное отделение на 4 койки, кабинет приема врача-фтизиатра, что не соответствует требованиям пп.2.2, 2.16. раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года N 58 (далее - СанПин 2.1.3.2630-10), в соответствии с которым противотуберкулезные подразделения должны размещаться в отдельно стоящих зданиях на расстоянии не менее 100 м. от территории жилой застройки. В туберкулезном отделении находятся на лечении 7 больных, в том числе 4 больных заразной формой туберкулеза, в смежное инфекционное отделение на 4 койки круглогодично госпитализируются взрослые и дети с инфекционными заболеваниями ОРВИ, острыми кишечными инфекциями, пищевыми токсикоинфекциями. Кроме того, инфекционное и фтизиатрическое отделения обслуживаются одним медицинским постом - дежурной медицинской сестрой и санитаркой, между отделениями имеется общая дверь, то есть прямое сообщение, пациенты пользуются одним надворным туалетом, что создает угрозу инфицирования для пациентов инфекционного отделения и медицинского персонала ЦКБ.
На амбулаторном лечении в связи с отказами от госпитализации находятся 8 больных, приходящие ежедневно в кабинет приема врача фтизиатра, что создает угрозу инфицирования для работников ЦКБ и жителей населенных пунктов. Кабина гигиеническая для сбора мокроты от больных с подозрением на туберкулез (кашлевая кабина) установлена в общем коридоре в смежном с фтизиатрическим отделением здании администрации ЦКБ, куда обращается, в том числе здоровое население кожууна. Все вышеуказанное создает угрозу возникновения распространения внутрибольничных случаев туберкулеза, инфицирования туберкулезом для работников ЦКБ и жителей кожууна и не соответствует требованиям пп.8.1, 8. (изоляция больного), п. 10.3, 10.7, 10.11 СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза". Указанные нарушения закона подтверждаются справкой руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва. Просил обязать Министерство здравоохранения Республики Тыва, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Тоджинская центральная кожуунная больница" разместить туберкулезное отделение в отдельно стоящем здании. Впоследствии просил (с учетом уточнений) обязать Минфин России в срок до 15 февраля 2019 года выделить финансовые средства, достаточные для строительства отдельно стоящего здания, соответствующего требованиям СанПиНа, для размещения туберкулезного отделения, обязать Минздрав Республики Тыва, ГБУЗ РТ "Тоджинская ЦКБ" в срок до 1 августа 2019 года осуществить строительство отдельно стоящего здания, соответствующего санитарно-эпидемиологическим требованиям, отделив его от инфекционного отделения, администрации больницы и кабинета приема врача-фтизиатра.
Решением Тоджинского районного суда Республики Тыва от 28 августа 2018 года уточненные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, представитель ответчика - Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое. В обоснование жалобы указывает на то, что суд не указал, за счет каких средств должно быть финансирование, судом не учтено, что в Программе Министерства здравоохранения Республики Тыва "Развитие здравоохранения на 2018-2025 годы" не предусмотрено строительство отдельно стоящего здания, а также не заложены и не предусмотрены в республиканском бюджете денежные средства. Также указывает, что для строительства отдельно стоящего здания необходимо решить вопрос с предоставлением земельного участка, а также объявить конкурс, выявить победителя в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, что потребует определенного времени.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Ооржак С.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения. В дополнение просила удовлетворить первоначальные требования прокурора и обязать Министерство здравоохранения Республики Тыва, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Тоджинская центральная кожуунная больница" разместить туберкулезное отделение в отдельно стоящем здании, поскольку в суде первой инстанции он не отказывался от него.
Представители ответчиков - Министерства здравоохранения Республики Тыва, ГБУЗ "Тоджинская ЦКБ", третьих лиц - ГБУЗ РТ "Противотуберкулезный диспансер", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Судебная коллегия признает причины неявки неуважительными и рассматривает дело без их участия в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Вышеуказанным Федеральным законом установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (абзац 2 статьи 11).
Согласно справке Управления Роспотребнадзора в Республике Тыва по результатам совместной проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБУЗ РТ "Тоджинская ЦКБ" от 1 апреля 2018 года, противотуберкулезное отделение размещено в приспособленном, деревянном, одноэтажном здании 1955 года постройки, в этом же здании размещены имеющие отдельные входы администрация больницы, инфекционное отделение на 4 койки, кабинет приема врача-фтизиатра. В туберкулезном отделении ЦКБ 7 коек находятся на лечении 7 больных, смежное инфекционное отделение на 4 койки круглогодично госпитализируются взрослые и дети с инфекционными заболеваниями ОРВИ, острые кишечные инфекции, пищевые токсикоинфекции. Кроме того, инфекционное и фтизиатрическое отделение обслуживаются одним медицинским постом дежурной медицинской сестрой и санитаркой, имеется общая дверь между отделениями, то есть прямое сообщение между отделениями, пациенты пользуются одним надворным туалетом, что создает угрозу инфицирования для пациентов инфекционного отделения и медицинского персонала ЦКБ. На амбулаторном лечении в связи с отказами от госпитализации находятся 8 больных, приходящие ежедневно в кабинет приема врача фтизиатра, что создает угрозу инфицирования для работников ЦКБ и жителей населенных пунктов. Кабина гигиеническая для сбора мокроты от больных с подозрением на туберкулез (кашлевая кабина) установлена в общем коридоре в смежном с фтизиатрическим отделением здании администрации ЦКБ, куда обращается, в том числе и здоровое население кожууна. Все вышеуказанное создает угрозу возникновения распространения внутрибольничных случаев туберкулеза, инфицирования туберкулезом для работников ЦКБ и жителей кожууна и не соответствует требованиям пп.8.1, 8.6. (изоляция больного), п. 10.3, 10.7, 10.11 СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза".
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора о возложении обязанности выделения финансовых средств на строительство и осуществления строительства отдельно стоящего здания туберкулезного отделения, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований п.2.16 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" инфекционное отделение ГБУЗ РТ "Тоджинская ЦКБ" расположено в одном здании с туберкулезным отделением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным судом обстоятельствам.
Как правильно указано в решении, факт нарушения ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" требования СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", выразившегося в том, что инфекционное отделение данного учреждения расположено в одном здании с туберкулезным отделением, подтверждается справкой Управления Роспотребнадзора в Республике Тыва от 1 апреля 2018 года и ответом ГБУЗ РТ "Тоджинская ЦКБ" на требование прокурора от 17 августа 2017 года.
В ходе разбирательства в суде первой инстанции данный факт ответчиками не оспаривался.
В п.1.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" сказано, что санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ РТ "Тоджинская ЦКБ" является многопрофильным лечебным учреждением, осуществляющим медицинскую деятельность. Соответственно, оно обязано при эксплуатации объектов здравоохранения выполнять требования СанПиН 2.1.3.2630-10.
Согласно абз.2 ст.1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" туберкулез - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза.
В соответствии с п.2.16 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 инфекционные, кожно-венерологические, акушерские, детские, психосоматические, радиологические отделения, входящие в состав многопрофильных лечебных учреждений, размещаются в отдельно стоящих зданиях. При соответствующей планировочной изоляции и наличии автономных систем вентиляции допускается размещение указанных подразделений в одном здании с другими отделениями, за исключением противотуберкулезных подразделений. Для инфекционного отделения необходимо предусматривать отдельный вход.
В п.10.8 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрены требования к отделениям для лечения инфекционных больных.
В суде первой инстанции прокурор, уточнив свои исковые требования, не отказывался от своих первоначальных требований о возложении на ответчиков обязанности разместить туберкулезное отделение в отдельно стоящем здании, отделив его от инфекционного отделения, администрации больницы и кабинета приема врача-фтизиатра.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает то, что требования истца о понуждении ответчиков к совершению действий по выделению финансовых средств на строительство и осуществления строительства не могут быть удовлетворены. Исходя из принципа разделения властей, суд не может вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления, в частности, не может возложить на ответчиков обязанность выделить финансовые средства, достаточные для строительства отдельно стоящего здания, соответствующего требованиям СанПиНа, для размещения туберкулезного отделения и осуществить строительство отдельно стоящего здания.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что решение суда в части удовлетворения требования прокурора о возложении обязанности выделения финансовых средств и осуществления строительства отдельно стоящего здания туберкулезного отделения нельзя признать законным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении требований прокурора в части возложения обязанности разместить туберкулезное отделение в отдельно стоящем здании.
Указанное нарушение должно быть устранено, в срок до 1 июня 2019 года. В случае необходимости ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 28 августа 2018 года в части удовлетворения искового требования прокурора к Министерству здравоохранения Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Тоджинская центральная кожуунная больница" о возложении обязанности выделения финансовых средств на строительство, осуществления строительства отдельно стоящего здания туберкулезного отделения отменить и отказать в удовлетворении в этой части заявленных требований.
Принять новое решение следующего содержания:
"Исковое требование прокурора Тоджинского района Республики Тыва к Министерству здравоохранения Республики Тыва, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Тоджинская центральная кожуунная больница" в части возложения обязанности поместить туберкулезное отделение в отдельно стоящем здании удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Тыва, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Тоджинская центральная кожуунная больница" в срок до 1 июня 2019 года поместить туберкулезное отделение в отдельно стоящем здании".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 ноября 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.