Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В,
судей Болат-оол А.В, Кандана А.А,
при секретаре Дарган Ч.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по исковому заявлению Монгуша А.С. к прокуратуре Республики Тыва о признании незаконным заключения по результатам служебных проверок от 5 мая 2017 года и от 16 июня 2017 года по апелляционной жалобе истца на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Монгуш А.С. обратился в суд с иском к прокуратуре Республики Тыва о признании незаконным заключения по результатам служебной проверки, указав на то, что прокурор Республики Тыва утвердил заключение по материалам служебной проверки ** соблюдению требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, в котором должностным лицом Ч, проводившим проверку, сделан вывод о нарушении истцом требований вышеназванного законодательства. С данным заключением истец полностью не согласен считает, что выводы сделаны преждевременно без дачи оценки совокупности собранным материалам. Считает, что в его действиях нарушений требований федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе не имеется. Приказом прокурора республики от 14.08.2014 г..истец назначен на временную должность ** Барун-Хемчикского района. На момент прибытия в с.Кызыл-Мажалык, состоял на воинском учете в военкомате Кызылского района. Ввиду того, что должность была временной и конкретные сроки службы в прокуратуре Барун-Хемчикского района не были известны, место его жительства осталось прежним по адресу: **, в связи с чем с регистрационного учета по месту жительства, и с воинского учета военкомата Кызылского района, не снимался. 01 января 2017 года назначен на должность **. К непосредственному выполнению обязанностей приступил с 16 января 2017 года, прибыл из Барун-Хемчикского района для несения службы в прокуратуру республики в г..Кызыл 15 января 2017. На воинский учет в военном комиссариате Кызылского района по месту постоянной прописки встал 27 января 2017 года, то есть на 12-й день, о чем в приписном удостоверении имеется штамп.
На листе N 4 заключения указано, что "04.10.2016 призывной комиссией Барун-Хемчикского и Бай-Тайгинского районов (протокол N 01) Монгушу А.С. необоснованно предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п.п. "г" п. 1 ст. 24 Закона N 53-Ф3 (как имеющему двух и более детей), хотя он таковым не являлся и права на такую отсрочку не имел, т.к. вышеуказанный протокол оформлен **. В своем объяснении он указал, что все документы им поданы в ОВК Барун-Хемчикского района после их оформления 22 ноября 2016 года в органе ЗАГС Барун-Хемчикского района, медицинском учреждении справки о беременности супруги. О том, что проставлена неправильная дата в протоколе, ему стало известно только после инициирования проверки, когда было указано на данную неточность. Нарушений сроков постановки на воинский учет им не допущено, однако ему необоснованно вменяется указанное нарушение, в связи с чем он направил прокурору Республики Тыва возражение, по результатам рассмотрения которого удовлетворено частично, указанные доводы признаны обоснованными и данное нарушение исключено из заключения служебной проверки. Сведения о том, что ОВК Барун-Хемчикского района не провел призывных мероприятий с его участием осенью 2014 г..и 2015 г..также подлежит исключению из заключения, поскольку обязанность по организации и проведению призывных мероприятий полностью возложена на военные комиссариаты. Из заключения служебного расследования, утвержденного военным комиссаром Республики Тыва от 28.04.2017 следует, что осенью 2014 г..и 2015 г..военкоматом призывные мероприятия не проведены по причине ненадлежащей работы сотрудников военкомата, в связи с чем, должностные лица, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности. Таким образом, ОВК Барун-Хемчикского района признал, что нарушения допущены должностными лицами отдела.
Письмо начальника ОВК прокурору Барун-Хемчикского района о том, что он не встал на воинский учет не соответствует действительности, поскольку он встал на учет 19 сентября 2014 года, в связи с чем письмо подлежит исключению из материалов проверки. Также подлежит исключению указание на заведомость сведений о предоставлении отсрочки, так как указанный факт материалами проверки не подтвердился.
Кроме того, 23 мая 2017 года, изучив материалы служебной проверки, не согласившись с выводами должностного лица Ч, истцом 29.05.2017 года направлено возражение на заключение служебной проверки, по доводам возражения организована дополнительная проверка. По его рапорту от 15 мая 2017 года ознакомление с материалами служебной проверки осуществлено лишь 23 мая 2017 года, то есть с нарушением установленного срока. Уведомления о начале проведения дополнительной проверки, об окончании он не получал, не знал о наличии заключения служебной проверки по рассмотрению возражения от 16 июня 2017 года и содержащихся в нем выводах. Рассмотрение возражения поручено тому же работнику прокуратуры, который проводил проверку, действия и выводы которого в возражении обжалуются.
Просил признать недействительным заключения служебных проверок от 05.05.2017 и 16.06.2017 в полном объеме ввиду отсутствия в его действиях нарушений требований федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе;исключить из материалов проверки следующие документы ввиду их незаконности: рапорты специалиста ВУС г. Ак-Довурак от 04.10.2016 (л.д. 86), повестка без номера и даты (л.д. 88), выписка из решения призывной комиссии г. Ак-Довурак (протокол от 28.12.2015 N 07) (л.д. 135), ответ па запрос (л.д. 136), рапорт и повестка от17.10.2015 г.(л.д. 150), рапорт и повестка от 03.10.2015 (л.д. 151), рапорт от 18.10.2015 с нечитаемым номером (л.д. 173), повестка от 20.10.2015 серии ТБ N 1701250 (л.д. 174), рапорт от 03.10.2015 N 78 (л.д. 175), повестка серии ТБ N 1701239 (л.д. 176), письмо прокурору района в марте 2015 года N312 (л.д. 177).
Решением суда исковые требования истца удовлетворены в части. Из заключения по результатам служебной проверки от 05 мая 2017 года исключены сведения о том, что Монгуш А.С. осенью 2016 года не имел права на отсрочку от призыва на военную службу и уклонения от призыва на военную службу в указанный период. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, приводя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. В обоснование жалобы указывает, что установление степени вины, как истца, так и бездействовавших работников военного комиссариата является существенным при решении вопроса о наличии либо отсутствии умысла Монгуша А.С. на уклонение от призыва в 2014 г, 2015г. Несмотря на это, суд недостаточно установилобстоятельства по делу пришел к выводу об уклонении Монгуша А.С. от призыва, а затем поставил в вину нарушение Монгушом А.С. пунктов приказа от 21 сентября 2011 года N305 "Об утверждении инструкции по ведению воинского учета в системе прокуратуры РФ". Истцу непонятно, каким образом нанесен ущерб репутации прокуратуры Республики Тыва. Суд необоснованно не удовлетворил требование о признании незаконным нарушения двухнедельного срока постановки на воинский учет в военкомате Барун-Хемчикского района в 2014 году, несмотря на то, что явка обязательна в тех случаях, когда у гражданина меняется место жительства, у истца же место жительства оставалось прежним и состоял на воинском учете по месту жительства - в Военном комиссариате Кызылского района. В силу того, что трудовой договор был заключен на определенный срок, обязанности менять место пребывания, а затем и вставать на воинский учет не было. Выписка из решения призывной комиссии, предоставленная истцу военным комиссариатом, содержит подписи должностных лиц, с печатью государственного органа и на момент ее получения у Монгуша А.С. не было сведений о том, что она выписана на основании протокола, которого не существует. Ввиду этого, выписка также подлежит исключению из материалов служебной проверки.
Суд не учел, что выводы заключения по результатам служебной проверки от 5 мая 2017 года несостоятельны, суд не установилстепень вины и не доказал умышленность допущенных нарушений, вменяемых Монгушу А.С. нарушений. В совокупности с другими доказательствами судом не дана оценка принятым решениям об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении и уголовного дела в отношении Монгуша А.С. Должностным лицом Ч. проверка проведена на основании приказа от 18 апреля 2008 года N 70 "О порядке проведения проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры РФ", тогда как суд ссылается на приказ от 28 апреля 2016 года N 255 "Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников и организаций прокуратуры РФ".
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 14 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем и в других случаях, установленных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Как следует из ч. 1 ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" за совершение работниками проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них дисциплинарные взыскания, в том числе и в виде увольнения из органов прокуратуры.
В силу пп. "в" п. 1 ст. 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органов или учреждения прокуратуры в случае нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Таким образом, из приведённых выше положений закона следует, что служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Специфическая деятельность, которую осуществляют органы и учреждения прокуратуры, предопределяет и специальный правовой статус её работников. Исходя из этого, государство, регулируя государственную службу в органах и учреждениях прокуратуры, в том числе основания увольнения с этой службы, а также сроки негативных последствий применения дисциплинарных взысканий, включая увольнение со службы за виновное поведение, может устанавливать в данной сфере особые правила.
Согласно Присяге прокурора, текст которой приведен в ст. 40.4 Федерального закона "О прокуратуре РФ", все прокуроры Российской Федерации в своей служебной деятельности и личном поведении обязуются: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора; активно защищать интересы личности, общества и государства; дорожить своей профессиональной честью, быть образцом моральной чистоты, скромности. Нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.
В соответствии с положениями Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, утверждённого приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114, целью Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью. Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству и обеспечить единую нравственно-нормативную основу поведения прокурорских работников. Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан: стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни; избегать личных и финансовых связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его чести и достоинству, репутации прокуратуры Российской Федерации; в случае явного нарушения закона, очевидцем которого он является, принимать все предусмотренные законом меры для пресечения противоправных действий и привлечения виновных лиц к ответственности. Нарушение прокурорским работником норм Кодекса, выразившееся в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец принят на работу в органы прокуратуры на должность ** Барун-Хемчикского района Республики Тыва с 14 августа 2014 года. С ним заключен трудовой контракт.
23 декабря 2016 года между Монгушом А.С. и прокуратурой Республики Тыва заключен трудовой договор на неопределенный срок, в соответствии с которым истец замещает должность федеральной государственной службы в прокуратуре Республики Тыва - " **" с 1 января 2017 года.
Согласно приказу от 11 апреля 2017 года за N218-к, по рапорту, прокурору от дела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Монгушу А.С. предоставлен отпуск по уходу за ребенком - **, с 12 апреля 2017 года по 01 января 2020 года.
Согласно рапорту начальника отдела кадров прокуратуры Республики Тыва Д. от 11 апреля 2017 года, в связи с возможным нарушением ** Монгушом А.С. требований Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предложено провести служебную проверку исполнения Монгушом А.С. требований вышеуказанного законодательства, ее проведение поручено старшему помощнику прокурора Республики Тыва Ч.11 апреля 2017 года Ч. уведомил Монгуша А.С. о проведении в отношении него проверки соблюдения требований Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно результатам проведенной 5 мая 2017 года служебной проверки N по факту нарушения закона о воинской службе факты постановки Монгуша А.С. на воинский учет по месту пребывания в военном комиссариате Барун-Хемчикского и Бай-Тайгинского районов Республики Тыва, по месту жительства в военном комиссариате Кызылского района с нарушением установленного законом двухнедельного срока - 18 сентября 2014 года и 27 января 2017 года соответственно:
уклонения Монгуша А.С. от прохождения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу осенью 2014 года и 2015 года;
представления Монгушом А.С. 25 января 2016 года в отдел кадров прокуратуры республики по факсимильной связи выписки из решения призывной комиссии г. Ак-Довурака (протокол от 28.12.15 г. N7) с заведомо ложными сведениями о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу на 6 месяцев по состоянию здоровья;
незаконного представления призывной комиссией Барун-Хемчикского и Бай-Тайгинского районов (протокол N1 от 04.10.2016 г.) Монгушу А.С. отсрочки от призыва на военную службу, с целью уклонения Монгуша А.С. от призыва на военную службу, считаются подтвердившимися (л.д. 43-63 т.2).
В связи с чем за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника, нарушение Присяги прокурора Монгуш А.С. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов прокуратуры Республики Тыва.
23 мая 2017 года Монгуш А.С. был ознакомлен с материалами проверки. Не согласившись с данным заключением им подано возражение, в котором истец просит отменить заключение служебной проверки N39-106-2017 в полном объеме, ввиду отсутствия в его действиях нарушений требований федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе (л.д. 77-81 т.2).
Согласно заключению служебной проверки N от 16 июня 2017 года по рассмотрению возражений Монгуша А.С. по соблюдению им требований законодательства о воинской обязанности и военной службе сделан вывод об отсутствии нарушений при постановке на воинский учет в военный комиссариат Кызылского района 27 января 2017 года признан обоснованным и подлежащим удовлетворению данный довод.Между тем, факты постановки Монгуша А.С. на воинский учет по месту пребывания в военном комиссариате Барун-Хемчикского и Бай-Тайгинского районов Республики Тыва, с нарушением установленного законом двухнедельного срока 18 сентября 2014 года, уклонения Монгуша А.С. от прохождения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу осенью 2014 и 2015 года, представления Монгушом А.С. 25 января 2016 года вотдел кадров прокуратуры республики по факсимильной связи выписки из решения призывной комиссии г. Ак-Довурака (протокола от 28 декабря 2015 года N7) с заведомо ложными сведениями о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу на 6 месяцев по состоянию здоровья, незаконного представления призывной комиссией Барун-Хемчикского и Бай-Тайгинского районов (протокол N1 от 4 октября 2016 года) Монгушу А..С. отсрочки призыва на военную службу, с целью уклонения Монгуша А.С. от призыва на военную службу, считаются подтвердившимися (л.д. 113-120, т.2).
Рассматривая и разрешая исковые требования Монгуша А.С, суд первой инстанции с учетом вышеизложенных обстоятельств и правовых норм, исходил из того, что факт нарушения истцом требованийФедерального закона от 28 марта 1998 г.N53-ФЗ "О воинской службе", в части постановки на воинский учет по месту пребывания, истцом нарушен, а также в части уклонения от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, предоставление документов с заведомо ложными сведениями, подтвержден материалом служебной проверки, выводы заключения по материалам служебной проверки о нарушении истцом Присяги прокурора, совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника являются обоснованными; порядок проведения служебной проверки не нарушен.
Судебная коллегия такие выводы суда первой инстанции находит правильными и обоснованными.
В соответствии со ст. 8Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - федеральный закон N 53-ФЗ) граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением граждан освобождённых от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1.3 Инструкции по ведению воинского учета в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 21.09.2011 N 305, воинский учет работников органов прокуратуры Российской Федерации осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а работников органов прокуратуры Российской Федерации, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.
Воинский учет в органах прокуратуры Российской Федерации является воинским учетом по месту работы граждан Российской Федерации и не подменяет воинского учета работников органов прокуратуры Российской Федерации по месту их жительства или месту их пребывания.
Документом воинского учета для призывников является удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (п. 1.10).
Не подлежат воинскому учету в органах прокуратуры Российской Федерации освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (п. 1.13).
В этой связи доводы жалобы о том, что суд не установилстепень вины Монгуша А.С. и не доказал умышленностьвменяемых ему нарушений, являются необоснованными.
Вопреки доводам жалобы основанием увольнения послужило заключение служебной проверки N от 05.05.2017 года, утвержденное прокурором Республики Тыва в тот же день, согласно которому факты нарушений Федерального законаот 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", требования Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 21.09.2011 N 305 "Об утверждении инструкции по ведению воинского учета в системе прокуратуры Республики Тыва" Монгушом А.С. в виде нарушения установленного законом двухнедельного срока -18.09.2014 и 27.01.2017 гг, уклонения Монгуша А.С. от прохождения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу осенью 2014 и 2015 гг, предоставление 25.01.2016 г. в отдел кадров выписки из решения призывной комиссии г. Ак-Довурака с заведомо ложными сведениями о состоянии здоровья, незаконного представления призывной комиссии Барун-Хемчикского и Бай-Тайгинского районов отсрочки на военную службу, тем самым нарушил Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", требования Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 21.09.2011 N 305 "Об утверждении инструкции по ведению воинского учёта в системе прокуратуры Республики Тыва". Обязанный в силу своего правового статуса прокурорского работника, требований ст. 40.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, Монгуш А.С. нарушил Присягу прокурора, совершил проступок, порочащий честь прокурорского работника.
Суд обоснованно принял во внимание заключение служебной проверки в отношении Монгуша А.С. Выводы служебной проверки основаны на совокупности представленных и исследованных документов, которые с достоверностью подтверждают нарушение истцом требований федерального закона N 53-ФЗ, Кодекса этики прокурорского работника, Присяги прокурора.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал, что ответчиком соблюден порядок проведения в отношении истца служебной проверки и порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов прокуратуры.
Служебная проверка была проведена в сроки, установленные п. 5 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. N 70 "О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации" и руководствуясь положениями приказа от 28 апреля 2016 года N255 "Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников и организаций прокуратуры РФ".
Своими действиями Монгуш А.С. скомпрометировал себя как работник органов прокуратуры, тем самым нарушил требования Присяги прокурора, ст. 40.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предписывающей необходимость дорожить своей профессиональной честью, быть образцом моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры, активно защищать интересы личности, общества и государства, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, эти доводы повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства, исследовав обстоятельства по делу, с учётом требований закона, который подлежит применению, суд пришёл к правильному выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.