Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М,
судей Лесновой И.С, Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Малькиной Е.А. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 октября 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Малькина Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в обоснование которого указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилым помещением она, включенная ответчиком 31 июля 2014 г. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не обеспечена.
Просила суд обязать ответчика предоставить ей по месту жительства в черте городского округа Саранск благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 1).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 октября 2018 г. исковые требования Малькиной Е.А. удовлетворены (л.д. 57-64).
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа Саранск Кистенев К.И, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что истцом был выбран неверный способ защиты права, поскольку Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З предусмотрено, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия. При этом обращает внимание на то, что к полномочиям ответчика указанная обязанность не относится. Ссылается на то, что обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан осуществляется в пределах выделенных финансовых средств и в порядке очереди. Кроме того, считает, что Министерство образования Республики Мордовия, являясь уполномоченным органом в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, необоснованно не было привлечено в качестве ответчика по делу (л.д. 66-70).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание Малькина Е.А. и ее представители Кузнецова Е.А, представитель ответчика Администрации городского округа Саранск, представители третьих лиц Министерства образования Республики Мордовия, Министерства финансов Республики Мордовия не явились.
От представителя третьего лица Министерства образования Республики Мордовия Дугушкина И.К. поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца Евдокимова О.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, с учётом положений статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Малькина Е.А. 08 апреля 1999 года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - М.И.Н. умерла 06 января 2014 г, в графе "отец" в свидетельстве о рождении ребенка прочерк (л.д. 27-28).
На основании распоряжения заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 30 апреля 2014 г. "N" над Малькиной Е.А. установлено попечительство, ее попечителем назначена Кузнецова Е.А, а также за Малькиной Е.А. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", в котором она зарегистрирована с 27 апреля 1999 г. (л.д. 24-25).
Согласно постановлению Администрации городского округа Саранск от 31 июля 2014 г. "N" Малькина Е.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 19-20).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 06 июня 2014 г. "N" установлен факт невозможности проживания Малькиной Е.А. в вышеуказанном жилом помещении, поскольку общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы площади жилого помещения (л.д. 22).
Доказательств наличия у Малькиной Е.А. другого жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, и жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам и тем самым обоснованно пришел к выводу, что Малькина Е.А, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 г. N 157, предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия в течение 15 дней со дня регистрации заявления.
Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Данное полномочие включает в себя и предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З).
Таким образом, довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что Министерство образования Республики Мордовия необоснованно не было привлечено к участию в деле в качестве ответчика, в связи с тем, что Администрация городского округа Саранск не наделена полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о том, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
В силу вышеприведенных правовых норм истец в силу закона имеет право на обеспечение жилым помещением, реализации которого требует Малькина Е.А.
Данное право не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия у ответчика свободных специализированных жилых помещений, поскольку иное способствовало бы невозможности реализации конституционного права на жилище указанной категории лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляется в порядке очереди, является необоснованной.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан, включённых в список, не ставится законом в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, и соблюдения между гражданами очерёдности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что исполнение обязанности государства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции, и в постановленном судебном акте им дана исчерпывающая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
И.С. Леснова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.