Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Бажанова А.О,
судей Михеева О.С. и Филимонова С.И,
рассмотрела 13 декабря 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по частной жалобе представителя административного истца Наливайко Р.Д. - Анощенковой С.В. на определение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 ноября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Михеева О.С, судебная коллегия
установила:
Наливайко Р.Д, отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с административным иском об оспаривании бездействия ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России по оказанию медицинской помощи, взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны компенсации морального вреда в размере 2 000 000 рублей.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 ноября 2018 г. отказано в принятии административного иска. Определение мотивировано тем, что административный иск не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Представитель административного истца Наливайко Р.Д. - Анощенкова С.В. подала частную жалобу на определение судьи, в которой просила его отменить в связи с неверным толкованием судом первой инстанции норм процессуального права (л.д.14-16).
На основании части 2 статьи 140, части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) частная жалоба может быть рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания, ведения аудиопротоколирования и протокола. Необходимости в вызове в суд подателя жалобы судебная коллегия не усматривает.
Проверив на основании части 1 статьи 308 КАС Российской Федерации законность и обоснованность определения судьи в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая Наливайко Р.Д. в принятии административного иска, судья первой инстанции, приводя в обоснование положения статьи 218 КАС Российской Федерации, пришел к выводу о том, что учреждение здравоохранения ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России не относится к числу субъектов, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены в порядке главы 22 КАС Российской Федерации, ввиду того, что врачи не реализуют какие-либо государственные и иные властно-публичные правомочия, в силу чего законность их действий подлежит проверке в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия считает приведенные выводы ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и неверном толковании норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N1314 (далее - Положение), установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Согласно абзацу четвертому подпункта 2 пункта 7 Положения ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения.
Приказом ФСИН России от 22 декабря 2014 г. N743 утверждено Типовое штатное расписание медико-санитарной части, в соответствии с которым начальник медико-санитарной части - врач, а также иные лица, замещающие должности врачей, имеют специальные звания внутренней службы.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N233 установлен перечень предприятий, учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца.
В названный перечень включены учреждения здравоохранения уголовно-исполнительной системы (лечебные исправительные учреждения для осужденных, лечебно-профилактические учреждения для осужденных, учреждения здравоохранения особого типа, учреждения ФСИН России, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, обеспечивающие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах ФСИН России, лечебно-профилактические учреждения для персонала и членов их семей, медико-санитарные части ФСИН России, не осуществляющие лечение больных туберкулезом (пункт 1).
Таким образом, учреждение здравоохранения ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России относится к уголовно-исполнительной системе, оспаривание действий и решений которого осуществляется в порядке главы 22 КАС Российской Федерации.
В связи с чем, требования административного истца об оспаривании бездействия ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России по оказанию медицинской помощи не носят гражданско-правовой характер и подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить определение судьи и направить материал в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии его к производству.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия
определила:
определение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 ноября 2018 г. отменить.
Материал по административному иску Наливайко Р.Д. об оспаривании бездействия ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России по оказанию медицинской помощи, взыскании с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны компенсации морального вреда в размере 2 000 000 рублей, направить в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия для рассмотрения вопроса о принятии его к производству.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий А.О. Бажанов
судьи О.С. Михеев
ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.