Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов Станислав Иванович при секретаре Ивашкиной Екатерине Васильевне, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия С.Г. Козловой на решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2018 г.,
установил:
постановлением врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия С.Г. Козловой "N"-И от 24 августа 2018 г. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая больница" (далее также - ГБУЗ Республики Мордовия "МРКБ") (на основании распоряжения Правительства Республики Мордовия от 05 июня 2018 г. N 326-Р переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью шестой статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере тридцать пять тысяч рублей (т. 1, л.д. 7-11).
Главный врач ГБУЗ Республики Мордовия "МРКБ" обжаловал постановление должностного лица в Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2018 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ГБУЗ Республики Мордовия "МРКБ" события административного правонарушения (т. 1, л.д. 192-197).
Врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия С.Г. Козлова подала жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой просила отменить указанное решение судьи, ссылаясь на то, нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления, не допущено, нормы материального права применены правильно; временем совершения административного правонарушения является время фактического обнаружения правонарушения; администрация ГБУЗ Республики Мордовия "МРКБ" намерено исключила из доверенности Ж.Н.А. полномочия на подписание протоколов об административном правонарушении и не обеспечила присутствие иных представителей юридического лица (т. 2, л.д. 2-3).
В судебное заседание главный врач ГБУЗ Республики Мордовия "МРКБ", не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
Необходимости в допросе врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия С.Г. Козловой, вынесшей постановление по делу об административном правонарушении, необходимости в допросе других лиц судья верховного суда республики не усматривает.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Р.А. Мяльдзина просила решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2018 г. оставить без изменения, жалобу врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия С.Г. Козловой без удовлетворения.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 25 июля 2018 г. "N"-И в отношении ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая больница" была проведена внеплановая, выездная проверка, в ходе которой были установлены и зафиксированы в акте проверки "N"-И от 16 августа 2018 г. Государственной инспекции труда в Республике Мордовия факты нарушений требований статей 136, 140, 236 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившихся в нарушении оплаты труда.
Данные нарушения трудового законодательства послужили основанием для привлечения ГБУЗ Республики Мордовия "МРКБ" к административной ответственности по части шестой статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП Российской Федерации).
Частью шестой статьи 5.27 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу частей первой и второй статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью второй статьи 28.2 КоАП Российской Федерации. Согласно данной норме в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения.
Время совершения административного правонарушения входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. Время совершения административного правонарушения так же подлежит указанию в постановлении по делу об административном правонарушении, в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 29.10 КоАП Российской Федерации, которой предусмотрено, что в нем должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Отменяя постановление должностного лица от 24 августа 2018 г. судья районного суда пришел к выводу о том, что нарушения, допущенные ГБУЗ Республики Мордовия "МРКБ" и выявленные в ходе проведения проверки имели место в июне-июле 2018 г. Таким образом, дата совершения правонарушения в протоколе об административном правонарушении 16 августа 2018 г. в 9 часов определена неправильно, поскольку на дату, указанную как время совершения невыплаты заработной платы, заработная плата Е.Р.А, К.П.А, СА.Ю. уже была выплачена.
На момент рассмотрения дела судьей районного суда возможность устранения недостатка протокола об административном правонарушении была утрачена, возвращение его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП не предусмотрено, устранение указанных выше нарушений на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Недостатки протокола об административном правонарушении не могут быть устранены при рассмотрении дела по жалобе, не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вследствие чего являются существенными, а потому постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным.
Жалоба рассмотрена судьей районного суда с соблюдением правил родовой и территориальной подсудности, всесторонне, полно и объективно, исследованным доказательствам дана надлежащая и мотивированная оценка с соблюдением правил, предусмотренных статьей 26.11 КоАП Российской Федерации, правильность которой не вызывает сомнений.
В то же время вывод судьи районного суда о том, что протокол об административном правонарушении подписан Ж.Н.А, которая, по мнению судьи районного суда, в соответствии с выданной ей ГБУЗ Республики Мордовия "МРКБ" доверенностью не могла в силу пункта 5 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации подписывать протокол об административном правонарушении, а имела право только на участие в производстве по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица только как защитник для оказания юридической помощи, является ошибочным и основан на неверном толковании норм закона.
Однако указанный ошибочный вывод судьи районного суда не может повлечь отмену или изменение обжалуемого решения от 25 октября 2018 г, так как дата совершения административного правонарушения должностным лицом установлена не верно.
Таким образом, обжалуемое судебное решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
оставить решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 октября 2018 г. без изменения, жалобу врио главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия С.Г. Козловой без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.