Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Смирнова Е.А,
судей Башинского Д.А, Золотова Д.В,
по докладу судьи Башинского Д.А,
при секретаре Прокопенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Арзуманян " Ф.И.О. "20 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 августа 2018 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Арзуманян " Ф.И.О. "21 в интересах несовершеннолетнего сына Арзуманяна " Ф.И.О. "22 обратилась в суд с иском к администрации г.Сочи, которым в редакции уточненных требований просит обязать департамент имущественных отношений г.Сочи обеспечить Арзуманяна " Ф.И.О. "23, Арзуманян " Ф.И.О. "24 жилым помещением во внеочередном порядке.
В обоснование иска указывает, что согласно постановлению администрации г.Сочи от 21.11.2017 "... ", Арзуманян " Ф.И.О. "25, "... ", включен в список на внеочередное получение жилых помещений, в связи с тяжелой формой хронического заболевания. При этом данным постановлением ей отказано во включении в указанный список. В соответствии с Постановлением администрации г.Сочи от 09.06.2018 N 879, внесены изменения в постановление администрации г.Сочи от 21.11.2017 N 1991, "О принятии " Ф.И.О. "26 Арзуманян, " Ф.И.О. "28 Арзуманян на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о включении " Ф.И.О. "27 Азуманяна в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и об отказе " Ф.И.О. "29 Арзуманян в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, отменив п.2 в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Не смотря на данное уточнение, до настоящего времени жилье не предоставлено, кроме того, согласно ответа департамента имущественных отношений администрации г.Сочи, вопрос о предоставлении внеочередного жилья будет решаться по подходу очереди, в которой Арзуманян " Ф.И.О. "30 - 115. В то же время согласно уведомления от 13.06.2018 г. N 271 Учетный номер в списке муниципальной подведомственности по Центральному району г.Сочи - 9667.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что им отказано в предоставлении внеочередного предоставления жилья.
Истец считает отказ не законным не обоснованным и не справедливым.
В судебном заседании представитель истца Огинская " Ф.И.О. "31 требования иска поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Сочи иск не признал.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 августа 2018 года отказано в удовлетворении иска Арзуманян " Ф.И.О. "33 в интересах несовершеннолетнего сына Арзуманяна " Ф.И.О. "32 к администрации г.Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения вне очереди.
В апелляционной жалобе Арзуманян " Ф.И.О. "34 просит решение районного суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Вынести новое решение.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации г. Сочи по доверенности Жудик " Ф.И.О. "35 просившего решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В силу ст.40 (ч.3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта РФ о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу ч.7 ст.52 Жилищного кодекса РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий
тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст.40 (ч.3) Конституции РФ.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ перечне (п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ).
Частью 2 ст.52 Жилищного кодекса РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела видно, что решением мирового судьи судебного участка N 106 Центрального района г.Сочи Краснодарского края от 30.01.2006 г. определен порядок пользования домовладением "... " по которому выделено в пользование: Эксузьяна " Ф.И.О. "36 в жилом доме литер "А": "... "- жилая комната площадью 12,4 кв.м, "... "а- подсобное помещение площадью 3,7 кв.м, "... "- подсобное помещение площадью 6,9 кв.м. В пристройке литер "А2": "... "- подсобное помещение (кухня) площадью 15,9 кв.м, "... "-подсобное помещение (санузел) площадью 3,4 кв.м, "... " веранда площадью 1,9 кв.м. Эксузьян " Ф.И.О. "37 в строении литер "3"; "... "- кухня площадью 8,5 кв.м, "... "- жилая комната площадью 14,2 кв.м, "... "- подсобное помещение площадью 7,2 кв.м. Подсобное помещение "... " площадью 14,8 кв.м, (подвал
в цокольном этаже литер "А 1" оставить в совместном пользовании сторон -Эксузьяна " Ф.И.О. "38 и Эксузьян " Ф.И.О. "39
Общая площадь дома "... " находящаяся в пользовании собственников Эксузьяна " Ф.И.О. "40 и Эксузьян " Ф.И.О. "41 составляет 88,9 кв.м.
В указанном доме зарегистрировано и проживает девять человек: (Арзуманян " Ф.И.О. "42, "... ", сын - Арзуманян " Ф.И.О. "43, "... ", муж - Арзуманян " Ф.И.О. "46, "... ", сын - Арзуманян " Ф.И.О. "44, "... ", отец - Эксузьян " Ф.И.О. "47, "... ", мать - Эксузьян " Ф.И.О. "45, "... ", сестра - Леонтиева " Ф.И.О. "48, "... ", племянница - Леонтиева " Ф.И.О. "49, "... ", племянник - Леонтиев " Ф.И.О. "50, "... ").
Собственниками указанного жилого помещения являются Эксузьян " Ф.И.О. "51 Эксузьян " Ф.И.О. "52
Суммарная обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека-6,16 кв.м.
Наличие (отсутствие) в течение последних пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, у гражданина жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного (ых) для строительства жилого дома, на праве собственности или на основе иного права, подлежащего государственной регистрации и сделок с данным имуществом в течение последних пяти лет, предшествующих дате подачи заявления (данные документа о государственной регистрации права собственности) - Арзуманян " Ф.И.О. "53 Арзуманян " Ф.И.О. "54 не являются собственниками жилых помещений в г.Сочи (справки филиала ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" по г.Сочи, Управления Росреестра по Краснодарскому краю).
Арзуманян " Ф.И.О. "55, "... ", состоит на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 2017 г. по Центральному району г.Сочи, в составе матери Арзуманян " Ф.И.О. "56 Арзуманян " Ф.И.О. "57 включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Учетный номер в списке муниципальной подведомственности граждан, нуждающихся в жилых помещениях - 9683, в списке граждан имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения - 112.
Вывод уполномоченного органа по учету - Постановление администрации г.Сочи от 21.11.2017 N 1991 "О принятии " Ф.И.О. "58 Арзуманян, " Ф.И.О. "59 Арзуманяна на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о включении " Ф.И.О. "60 Арзуманяна в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание
граждан в одной квартире и об отказе " Ф.И.О. "61 Арзуманян во включении в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
При рассмотрении вопроса о включении Арзуманяна " Ф.И.О. "62 на внеочередное обеспечение жилым помещением, в связи с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире не был учтен тот факт, что Арзуманян " Ф.И.О. "63 зарегистрирован в жилом доме.
На основании вышеизложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Арзуманян " Ф.И.О. "64 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.