Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев 30 мая 2018 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре жалобу представителя Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" Поповой Л.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 апреля 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02.04.2018 ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" Попова Л.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить как незаконное.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи и удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 13.01.2018 в... минут старшим государственным инспектором отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару Новосад А.В. на автомобильной дороге "... " на участке "... " км 19+030, выявлены нарушения требований пунктов 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения, пунктов 6.2.14, 6.2.15 ГОСТ 32944-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования, пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 1090 от 23 октября 1993 года, выразившиеся в отсутствии стационарного наружного освещения на пешеходном переходе и подъездах к нему на нерегулируемом пешеходном переходе, оборудованном дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход".
Установленные судьей обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом суд правильно исходил из того, что субъектом вменяемого правонарушения является ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", поскольку право оперативного управления на автомобильную дорогу за ним зарегистрировано, в связи с чем, на Учреждении лежит установленная законом обязанность по содержанию автомобильной дороги в соответствии с предъявленными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения.
Принимая во внимание, что субъектом административного правонарушения, указанного в части 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, установив факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, в отсутствие доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, вывод суда о наличии в действиях ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" указанного состава административного правонарушения, является правильным и не противоречит исследованным судом доказательствам.
Бездействие Учреждения, являющегося лицом, ответственным за содержание дороги "... " на участке "... " км.19 +030, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем оно обоснованно привлечено к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 названного Кодекса установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, и он не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, противоречат приведенным выше суждениям. Так, вина ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" заключается в форме бездействия, в то же время Учреждение является лицом, ответственным за содержание дорог, в том числе в отношении автомобильной дороги... " на участке "... " км.19 +030.
Судом установлено и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.08.2015 ( "Номер обезличен"), что ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" на праве оперативного управления владеет и пользуется автомобильной дорогой "... " на участке:.., назначение: государственная автомобильная дорога общего пользования Республики Коми, категория дороги -III техническая, протяженностью 19700 м, адрес объекта: "Адрес обезличен"
В соответствии с пунктом 17 Устава ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" целями его деятельности являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; осуществление контроля за выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: исполняет функции заказчика по осуществлению закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми, для обеспечения деятельности ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" и реализации уставных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществляет контроль, в том числе лабораторный за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных контрактов; осуществляет контроль за полнотой и правильностью оформления исполнительной документации; осуществляет приемку и оплату выполненных работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального значения; организует работы по подготовке и проведению приемки в эксплуатацию законных объектов; проводит диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения и др. (пункт 17.1 Устава).
Из письма Минстрой Республики Коми "Номер обезличен" от 22.01.2018 следует, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми осуществляется в пределах ассигнований Дорожного фонда Республики Коми, при этом перечень объектов в отношении которых будут выполняться работы в рамках выделенных бюджетных ассигнований определяется ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", который является государственным заказчиком на выполнение работ по осуществлению дорожной деятельности на указанных автомобильных дорогах Республики Коми, самостоятельно, также сообщено, что о размере дорожного фонда на 2017и 2018 годы.
Из акта "Номер обезличен" от 22.11.2017 приемки законченного капитальным ремонтом объекта, являющегося приложением к государственному контракту "Номер обезличен", заключенному 11.04.2017 между ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (заказчик) и ООО СПК "... " (исполнитель) на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги "... ", в том числе и на участке... следует, что работы по обустройству освещением пешеходного перехода на автомобильной дороге... км 19+030, не исполнялось. Указанное также подтверждается письмом ГКУ РК "Управления автомобильных дорог Республики Коми" "Номер обезличен" от 19.01.2018, в котором Учреждение указывает на то, что такие работы запланированы на 2018 год.
Таким образом, в силу приведенных норм, лицом ответственным за содержание автомобильной дороги.., является ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми" и, соответственно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. То обстоятельство, что денежные средства на выполнение проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми осуществляется Минстрой Республики Коми не освобождает ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" от необходимости осуществления контроля (надзора) за сохранностью автомобильных дорог общего пользования МО ГО "Сыктывкар", улучшения их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам МО ГО "Сыктывкар", исходя из того, что право оперативного управления зарегистрировано за Учреждением и данное юридическое лицо является заказчиком на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО ГО "Сыктывкар", который самостоятельно определяет перечень объектов, в отношении которых будут выполняться работы в рамках выделенных бюджетных ассигнований.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Доказательств, подтверждающих принятие ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Доводы жалобы на нарушение правил подсудности, поскольку административное расследование в отношении Учреждения фактически не проводилось, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с частью 1 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и абзаца 3 подпункта "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат, процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Кроме того, проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы.
Как следует из материалов дела, по факту несоблюдения требований безопасности дорожного движения при содержании дорог было возбуждено дело об административном правонарушении 13.01.2018 и определено проведение административного расследования. При этом определениями об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 16.01.2018, из ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми" и Минстроя Республики Коми были истребованы необходимые для правильного разрешения административного дела сведения и документы.
При получении сведений о том, что на основании решения N1 Дорожного агентства Республики Коми от 01.01.2015 автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми "... ", в том числе с участком "... ", км.19+030, передана в оперативное управление ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", которого зарегистрировано 10.08.2015 в управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по РК "Номер обезличен", для составления протокола по факту выявленных на указанном участке автомобильной дороги нарушений, за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 30.01.2018 был вызван представитель ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административное расследование фактически было проведено, по результатам которого, и было выявлено лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности, в связи с чем доводы заявителя о том, что никаких действий в рамках административного расследования по делу в отношении Учреждения не проводилось, подлежат отклонению.
После проведенного административного расследования, протокол об административном правонарушении и иные материалы дела правомерно в соответствии с требованиями статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были переданы судье городского суда на рассмотрение.
Доводы жалобы о неправомерности действий должностного лица, выразившиеся в том, что определение о возбуждении дела и проведении административного расследования от 13.01.2018 было получено Учреждением лишь 16.01.2018, что свидетельствует о нарушении сроков его направления, установленных частью 3 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не принимаются во внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено как в отношении конкретного лица, так и по факту выявления нарушения.
При этом не имеет правового значения с точки зрения оснований для проведения административного расследования наличие либо отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежаще оформленной копии определения, а также соблюдения либо несоблюдения административным органом сроков направления определения. Доказательств того, что указанные выше нарушения создали препятствия в реализации прав Учреждения не представлено.
При таких обстоятельствах нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Вместе с тем, постановление судьи подлежат изменению, в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья может принять решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса
Принимая во внимание, что ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на основании бюджетной сметы, и в целях исключения избыточного ограничения прав Учреждения, назначенное ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, то есть в размере, предусмотренном санкцией статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.
При таких обстоятельствах постановление судьи Сыктывкарского городского суда от 02.04.2018 подлежит изменению путем снижения назначенного ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02.04.2018 изменить, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02.04.2018 оставить без изменения, жалобу представителя Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" Поповой Л.В. без удовлетворения.
Судья.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.