Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев 11 июля 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе Министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Двуреченского С.В. на постановление судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 30 мая 2018 года, которым
Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 30 мая 2018 года Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Министр строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Двуреченский С.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми жалобой, в которой просит постановление отменить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене обжалуемого постановления суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, "Дата обезличена" на... км. Автомобильной дороги "... " на участке "... " (с.... )... района Республики Коми должностным лицом выявлено нарушение в части необеспечения безопасности дорожного движения на указанном участке дороги в результате невключения (не горят) наружные осветительные установки в тёмное время суток, при наличии на указанном участке автодороги оборудованного стационарного электрического освещения, что является нарушением пункта 4.6.1.13 ГОСТа Р 52766-2007, пункта 4.6.1. ГОСТа Р 50597-93, пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1090 от 23 октября 1993 года.
Указанные обстоятельства явились основанием возбуждения дела об административном правонарушении, составления в отношении Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми "Дата обезличена" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные дороги, что регламентировано статьей 5 Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.
В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, автомобильная дорога "... " на участке "... " от... до... района Республики Коми является дорогой республиканского значения, собственником которой является Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
В соответствии с требованиями статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами административного правонарушения являются лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переезда или других дорожных сооружений.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N221 утверждён ГОСТ Р 50597-93. "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", пункт 4.6.1 которого предусматривает, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Аналогичные положения закреплены в пункте 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утверждённого Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст, в соответствии с пунктом 4.6.1.16 которого в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населённых пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
В соответствии со статьёй 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
С учётом определённого в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации определения административного правонарушения, устанавливая ответственность, её наступление законодатель связывает с неисполнением в форме действия (бездействия) предусмотренной законом обязанности.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В соответствии с пунктом 6 раздела 4 утверждённой Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог по элементам обустройства автомобильных дорог входят: подержание в чистоте и порядке, в том числе, линий освещения; обслуживание систем контроля и управления линиями освещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов освещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учёта интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.
Согласно пункту 9 указанного раздела в прочие работы по содержанию входят охрана дорожных сооружений, обслуживание противопожарных систем в тоннелях, обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения; обслуживание на искусственных сооружениях систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, подъемки и разводки пролётных строений, систем видеонаблюдения, автоматизированных систем по борьбе с зимней скользкостью, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; обслуживание и содержание оборудования для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями в подземных и надземных пешеходных переходах.
С учётом определённого перечня работ по содержанию автомобильных работ, в котором непосредственно сами работы по включению (отключению) линий освещения не определены, лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог, в частности, отвечает за обслуживание систем контроля и управления линиями освещения.
Как следует из представленных материалов административного дела, события вменённого правонарушения, основанием привлечения Министерства к административной ответственности в соответствии со статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось именно невключение наружных осветительных установок в тёмное время суток, при наличии на указанном участке автодороги оборудованного стационарного электрического освещения, а не отсутствие самого освещения на автодороге.
Вопрос о ненадлежащем их содержании, обслуживании, неисправностей уличной осветительной сети непосредственно на указанном участке дороги не поднимался. Качество содержания автомобильной дороги в контексте приведённой Классификации исходя из установленных обязанностей по обслуживанию автомобильных дорог не оспаривалось.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств следует, что уличная осветительная сеть в... является муниципальной собственностью, на основании постановления администрации МР "... " от "Дата обезличена" "Номер обезличен" закреплена на праве оперативного управления за... ".
При указанных обстоятельствах вывод судьи о совершении Министерством вменённого правонарушения по основаниям невключения наружных осветительных установок в тёмное время суток ошибочен.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае Министерство не является субъектом административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушения, поскольку с учётом представленных полномочий и принятых обязательств не несёт ответственность за несвоевременное включение в темное время суток наружных осветительных установок.
Не обладая организационно - распорядительными полномочиями относительно уличной осветительной сети на указанном в постановлении о привлечении Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях участке дороги, Министерство не могло и не имело возможности повлиять на соблюдение при их эксплуатации вменённых в качестве нарушений пунктов технических регламентов.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.
Указанные обстоятельства как свидетельствующие об отсутствии обязанности и, тем самым, исключающие виновное поведение привлекаемого лица, свидетельствуют о незаконном привлечении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями, 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учётом выводов, изложенных в настоящем решении, обжалуемое решение судьи районного суда не может быть признанно законным и подлежит отмене, производство по делу, возбужденному в отношении Министерства по обстоятельствам совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса - за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
жалобу Министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Двуреченского С.В. удовлетворить.
постановление судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 30 мая 2018 года, вынесенные в отношении юридического лица - Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья - В.М. Соболев
Копия верна, судья В.М. Соболев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.