СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Пунегова П.Ф, Тебеньковой Л.Г,
при секретаре Калинкович И.С,
рассмотрев в судебном заседании от 23 июля 2018 г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда от 07 февраля 2018 г, по которому
Иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности садоводческого некоммерческого товарищества "Орион", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, удовлетворен.
Администрация МО ГО "Сыктывкар" обязана принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Орион", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний;
и по частному представлению Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры на определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2018г, по которому
Отказано в вынесении дополнительного решения по делу N 2-1798/2018.
Исправлена описка в решении Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 февраля 2018 года, путем указания в резолютивной части срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено администрацией МО ГО "Сыктывкар" до 01.06.2018 г.
Резолютивная часть решения суда от 07 февраля 2018 года изложена в следующей редакции:
"Иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности садоводческого некоммерческого товарищества "Орион", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" в срок до 01.06.2018 г. принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Орион", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний".
Предоставлена администрации МО ГО "Сыктывкар" отсрочка исполнения решения суда от 07 февраля 2018 года по гражданскому делу N 2- 1798/20018 до 31 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г, объяснения прокурора Шевелевой М.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд, в прядке ст. 45 ГПК РФ, с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности садоводческого некоммерческого товарищества "Орион" (пгт. Верхняя Максаковка) (далее по тексту - СНТ "Орион"), подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний.
В обоснование указано, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что на территории МО ГО "Сыктывкар" не обеспечена пожарная безопасность садоводческих товариществ, подверженных угрозе лесных пожаров (т.е. расположенных в непосредственной близости от лесных массивов). Нарушения обязательных требований пожарной безопасности в отношении СНТ "Орион", граничащего с лесным фондом на территории ГУ РК "Сыктывкарское лесничество", установлены также Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми. Так, согласно акту проверки Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара установлено, что в нарушение противопожарных требований расстояния от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений составляет менее нормативного. Поскольку в силу норм действующего законодательства обеспечение требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений, является прямой обязанностью органов местного самоуправления, указанная обязанность подлежит возложению судом на администрацию МО ГО "Сыктывкар", поскольку не исполняется добровольно.
В судебном заседании представитель Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора заявленные требования поддержал, представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" с иском не согласился. Привлеченные к участию в деле третьи лица в суд своих представителей не направили.
Суд постановилприведенные выше решение и определение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит отменить определение как незаконное. Обращает внимание на то, что суд необоснованно отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, поскольку в компетенцию указанного органа исполнительной власти входит определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, принятие решений о подготовке и утверждении документации по проектированию границ лесопарковой и ( или) зеленой зоны. Создание противопожарных зон включает в себя, в том числе действия по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов, исключение участков из состава лесопарковых, зеленых зон осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Полагает, что суд не исследовал целевое назначение лесного массива, граничащего с СНТ "Орион", тогда как данное обстоятельство является существенным, поскольку действующее законодательство предусматривает ограничения изменения целевого назначения земельных участков, на которых расположены защитные леса, что нашло свое отражение в определении ВС РФ от 25.05.2015 N 49-АПГ15-5. Включение лесных участков в границы населенных пунктов, которое может привести к изменению границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, и фактическому уменьшению их площади, недопустимо. Администрация МО ГО "Сыктывкар" не является собственником лесного участка, граничащего с СНТ "Орион", документов, подтверждающих право собственности нет, поэтому не может распоряжаться лесным участком, что исключает обязанность ответчика по созданию противопожарных расстояний. Так же обращает внимание на то, что при установлении срока исполнения решение необходимо учитывать, что требуется значительное время для выполнения всех мероприятий по изменению границ земельной зоны МО ГО "Сыктывкар", просит установить этот срок в три года.
В частном представлении Сыктывкарской природоохранной прокуратурой поставлен вопрос об отмене определения Сыктывкарского городского суда в части предоставления администрации МО ГО "Сыктывкар" отсрочки до 31.12.2018 г, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной и апелляционной жалоб, заслушав объяснения прокурора Шевелевой М.Г, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 19 апреля 2018 г дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда от 7 февраля 2018 г было снято с апелляционного рассмотрения в связи с необходимостью вынесения судом дополнительного решения, поскольку в мотивировочной части решение судом был установлен срок до 1.06.2018 г для принятия мер к обеспечению пожарной безопасности садоводческого некоммерческого товарищества "Орион", путем создания противопожарных расстояний", тогда как в резолютивной части этот срок указан не был.
Однако Сыктывкарский городской суд отказал в вынесении дополнительного решения, не исполнил указания вышестоящего суда о необходимости соблюдения нижестоящим судом норм процессуального законодательства, что являлось обязательным.
Вынося определение об исправлении описки, и уточняя резолютивную часть решения путем добавления срока исполнения обязательств ответчиком до 1.06.2018 г, суд не учел, что описками считаются неправильное написание отдельных слов, имен, фамилий и прочее. В данном случае оснований для исправления описки у суда не имелось.
Положения ст. 203 ГПК РФ предусматривают возможность предоставления отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменение способа и порядка исполнения решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя.
Предоставляя отсрочку исполнения решения от 7 февраля 2018 г, суд не учел, что указанное решение не вступило в законную силу, администрация МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении отсрочки в суд не обращалась, что исключало решение вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
С учетом установленных обстоятельств определение Сыктывкарского городского суда от 19 июня 2018 г нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Проверяя доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО "Сыктывкар", судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов ГУ РК "Сыктывкарской лесничество" и Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкар Главного Управления МЧС по Республике Коми установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности СНТ "Орион", граничащего с лесным фондом на территории ГУ РК "Сыктывкарской лесничество". Установлено, что противопожарные расстояния от хозяйственных построек СНТ "Орион" до лесных насаждений в ГУ РК "Сыктывкарское лесничество" составляет 6,9 метров, тогда как минимальное противопожарное расстояние установлено 30 метров в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 4 и ч. 2 ст. 69 ФЗ от 22.07.2088 N 123-ФЗ " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и п 4.14 свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 г N 288.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.Из ст. 26 Устава муниципального образования городской округ "Сыктывкар" следует, что к вопросам местного значения города Сыктывкар в том числе относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер
пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Закона N 123-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона.
Согласно ст. 63 данного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 19 федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Учитывая изложенные требования законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что устранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленной в ходе проверок и заявленных в иске, является обязанностью органов местного самоуправления, а именно администрации МО ГО "Сыктывкар".
Довод представителя ответчика о том, что администрация МО ГО "Сыктывкар" не является собственником земли лесного участка, что не позволит сделать противопожарные разрывы, также подлежит отклонению.
Обеспечение необходимого расстояния от границ застройки до лесных массивов должно учитываться при проектирование застройки городского поселения и выделении земельных участков конкретным субъектам в том числе СНТ "Орион". Стороной ответчика не представлено доказательств, что органу местного самоуправления было отказано в создании таких полос соответствующими органами.
Ответчик при проектировании застройки территорий поселений должен был предусмотреть оборудование защитных полос, противопожарного водоснабжения, что сделано не было.
Доказательств того, что территории, непосредственно прилегающие к землям, находящихся в республиканской или федеральной собственности, самовольно захвачены иными лицами, не представлено.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно не привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК не является основанием для отмены решения, поскольку только истцу предоставлено право определять предмет и основание иска к конкретному ответчику. В силу ч. 1 ст. 40 ГПК РФ предъявление иска к нескольким ответчикам является правом истца, а согласно ч. 2 указанной статьи процессуальное соучастие допускается, если предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков; права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание; предметом спора являются однородные права и обязанности.
Как разъясняется в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" при предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 ГПК).
В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
По делу не установлены условия для процессуального соучастия на стороне ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым установить администрации МО ГО "Сыктывкар" срок для принятия мер к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Орион", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний до 1 августа 2018 года, что является необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения возможных негативных последствий.
Руководствуясь ст. ст. 331 - 334, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Сыктывкарского городского суда от 19 июня 2018 г. отменить.
Решение Сыктывкарского городского суда от 7 февраля 2018 г оставить без изменения, уточнив абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции:
Обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" в срок до 1 августа 2018 г. принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Орион", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний.
Апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" оставить без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.