СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в судебном заседании 30 августа 2018 года дело по апелляционным жалобам ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05 июля 2018 года, по которому
удовлетворены исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах Туркиной М.В. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района";
за Туркиной М.В. признано право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, начиная с "Дата обезличена"
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н, объяснения прокурора Юдина А.В, истицы Туркиной М.В, представителя ответчика ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" Костиной Г.Н, представителя третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Бородкиной А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с иском в интересах Туркиной М.В. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" о признании действий незаконными и признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
В обоснование требований указано, что Туркина М.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услугу в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка на основании Федерального закона от 28.12.2017г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", однако получила отказ. Считает, что ответчиком необоснованно приняты при расчете среднедушевого дохода семьи Туркиной М.В. доходы последней, при том, что в состав семьи при данном расчете она не включена, что привело к неверному выводу Учреждения об отсутствии у Туркиной М.В. права на получение ежемесячной выплаты.
В судебном заседании прокурор и истица Туркина М.В. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Третье лицо - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционных жалобах ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми ставят вопрос об отмене решения, указывая на его незаконность и необоснованность.
В суде апелляционной инстанции представитель ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" и представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми поддержали доводы апелляционных жалоб.
Истица и прокурор с доводами жалобы не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "Дата обезличена". у Туркиной М.В. и ФИО13. родился ребенок - ФИО12
06.03.2018г. Туркина М.В. обратилась ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" с заявлением о предоставлении государственной услугу в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка на основании Федерального закона от 28.12.2017г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
В предоставлении указанной меры социальной поддержки истцу отказано в связи с превышением среднедушевого дохода семьи Туркиной М.В. величины 1,5-кратного прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств, применив положения Федерального закона N 418-ФЗ от 28.12.2017г. "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Туркиной М.В. При этом суд исходил из того, что Туркина М.В, являясь лицом, находящимся на полном государственном обеспечении, не подлежала включению в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, а равно не подлежали учету при данном расчете и ее доходы.
Судебная коллегия находит вывод суда верным.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2017г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
В силу п. 1 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 418-ФЗ от 28.12.2017г.).Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017г. N 418-ФЗ определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017г. N 418-ФЗ установлено, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
В тоже время, согласно положениям части 11 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017г. N 418-ФЗ, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Согласно сведениям... от 28.02.2018г, Туркина М. В. являлась лицом, находящимся на полном государственной обеспечении.
Следовательно, выводы суда о том, что Туркина М.В. не подлежала включению в состав семьи, учитываемом при расчете среднедушевого дохода семьи, а равно не подлежали учету и ее доходы, являются основанными на вышеуказанных нормах закона.
Принимая во внимание, что без учета доходов истицы при расчете среднедушевого дохода ее семья подпадает под условия предоставления ежемесячной социальной выплаты в связи с рождением первого ребенка, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Сыктывдинского района в интересах Туркиной М. В.
Доводы апелляционных жалоб аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку и оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на ином толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылка ответчика в жалобе на письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.05.2018г. N 12-1/В-448, основанием к отмене решения суда также не является.
Так, в данном письме обращено внимание на то, что согласно п. 27 приказа Минтруда РФ от 29.12.2017г. N 887н "Об утверждении порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка", ежемесячная выплата не назначается в том случае, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на ее получение, находится на полном государственном обеспечении.
Вместе с тем, данные разъяснения к разрешению настоящего спора не относятся, поскольку ребенок истицы не находится на полном государственном обеспечении.
Доводы жалобы третьего лица о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие их представителя, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку о времени судебного заседания, назначенного на 04.06.2018г. с 10 часов, представитель третьего лица был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела, однако участия в суде не принимал. О судебном заседании, состоявшемся 05.07.2018г. с 10 часов, Министерство также было извещено надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, однако его представитель в судебное заседание не явился.
Ссылка на то, что Министерство не было уведомлено о передаче дела от одного судьи другому, не свидетельствует о нарушении прав третьего лица, поскольку его представителю ничто не препятствовало явиться в судебное заседание к назначенному времени при том, что в уведомлении о вручении извещения были указаны наименование суда, дата судебного заседания и номер гражданского дела.
Обстоятельства дела установлены судом правильно, материальный закон применен и истолкован верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.