СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
с участием прокурора Шевелевой М.Г,
рассмотрела в судебном заседании 01 ноября 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 03 сентября 2018 года, по которому
исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах Шпарвассер Т.А. удовлетворены;
возложена на администрацию муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" обязанность предоставить Шпарвассер Т.А. жилое помещение на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в пределах территории муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" общей площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н, объяснения истицы Шпарвассер Т.А, прокурора Шевелевой М.Г, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сыктывдинского района, действуя в интересах Шпарвассер (Котенко) Т.А, обратился в суд с иском к администрации МО МР "Сыктывдинский" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, жильем не обеспечена, в связи с чем, просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах территории МО МР "Сыктывдинский" площадью не ниже установленных социальных норм.
Определением суда от 23.08.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В судебном заседании прокурор Макаров Е.Д. заявленные требования поддержал.
Шпарвассер (Котенко) Т.А, администрация МО МР "Сыктывдинский" и третье лицо участия в судебном заседании не приняли, извещались надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Сыктывдинского района Закидальская Д.И. просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции истец и прокурор с доводами жалобы не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Представители ответчика и третьего лица участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежащим образом.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ при имеющейся явке лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шпарвассер (Котенко) Т.А, "Дата обезличена" года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - ФИО11 умерла "Дата обезличена", отец - ФИО12 умер "Дата обезличена"
Постановлением администрации МО МР "Сыктывдинский" от 06.10.2017г. "Номер обезличен" истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из материалов дела также следует, что Шпарвассер Т.А. недвижимого имущества на праве собственности не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015г. N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Законом Республики Коми от 01.12.2015г. N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" государственными полномочиями Республики Коми по формированию соответствующих списков и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.
Руководствуясь приведенными нормами права и установив, что Шпарвассер Т.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, иных жилых помещений на праве собственности либо на ином праве, пригодных для проживания, не имеет, суд пришел к обоснованному выводу о праве истца на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, обязанность по обеспечению которого возлагается на органы местного самоуправления.
Выводы суда основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о том, что принятое судом решение приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку Федеральный закон от 21.12.1996г. N 159-ФЗ не устанавливает очередность внутри сводного списка, в качестве условия предоставления жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 указанного Федерального закона указание на то, что формирование списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положения указанных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
С учетом изложенного, решение суда законно и обоснованно, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 03 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.