СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Перминовой Н.А. и Пунегова П.Ф,
при секретаре Поповой О.К,
рассмотрела в судебном заседании 19 ноября 2018 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому
С ФИО1 в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в счёт возмещения ущерба, причинённого почвам как объекту окружающей среды, взысканы денежные средства в размере 30 370 555 руб.
С ФИО2 в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в счёт возмещения ущерба, причинённого почвам как объекту окружающей среды, взысканы денежные средства в размере 30 370 555 руб.
С ФИО1 в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" взыскана государственная пошлина в размере 60000 руб.
С ФИО2 в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" взыскана государственная пошлина в размере 60000 руб.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А, объяснения Виноградова А.Д, его представителя Попова С.В, объяснения представителя прокуратуры РК Шевелевой М.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором в интересах МО ГО "Сыктывкар" и неопределённого круга лиц заявлены требования к Виноградову А.Д. и Пелевину Ю.А. о возмещении ущерба, причиненного преступлением, в размере 62091110 руб. в равных долях.
В обоснование указано, что ответчики были осуждены за совершение преступлений, результатом которых стало причинение вреда почвам как объекту окружающей среды на сумму 62091110 руб.
В ходе производства по делу прокурор уточнил требования и уменьшил размер взыскания до 60741110 руб.
К участию в деле в качестве материального истца привлечена администрация МО ГО "Сыктывкар", в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Управление Росприроднадзора по Республике Коми, ТУ Росимущества по Республике Коми, ООО "УК "ЖЭК".
Суд постановилприведенное выше решение.
Об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права и без учета конкретных обстоятельств по делу, в своей апелляционной жалобе просит Виноградов А.Д, ссылаясь на: ненадлежащее извещение его о месте и времени судебного заседания, на маленький срок для подготовки к судебному заседанию, неправильное определение размера ущерба.
Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В суде апелляционной инстанции Виноградов А.Д. и его представитель апелляционную жалобу поддержали, полагая, что правовые основания для привлечения ответчика к требуемой прокурором гражданско-правовой ответственности в обстоятельствах дела отсутствуют.
Прокурор полагал жалобу Виноградова А.Д. подлежащей отклонению.
Пелевин Ю.А. и другие лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Проверив законность решения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов ФИО3 следует, что вступившим в законную силу приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации, а ФИО2 - в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Виноградов А.Д. совершил транспортировку, хранение и захоронение отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, повлекшие загрязнение окружающей среды.
Виноградов А.Д, занимая должность директора ООО "ЖЭК", в период времени с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", находясь на территории "Адрес обезличен" Республики Коми, более точные время и место не установлены, осознавая общественно опасный характер своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий, связанных с загрязнением окружающей среды, созданием угрозы причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, не желая, но сознательно допуская наступление указанных общественно опасных последствий и относясь к ним безразлично, действуя из личной заинтересованности, выразившейся в стремлении сократить объем и сроки работ по вывозу и захоронению твердых и жидких бытовых отходов, в нарушение указанных нормативно-правовых актов, регулирующих правила обращения с отходами, запрещающих сброс отходов на почву и обязывающих хозяйствующие субъекты осуществлять деятельность по обращению с отходами безопасным для окружающей среды способом, действуя умышленно, давал указания подчиненным работникам ООО "ЖЭК" на имеющемся в пользовании ООО "ЖЭК" грузовом автотранспорте осуществлять сбор жидких и твердых бытовых отходов с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка, "Адрес обезличен" Республики Коми в рамках исполнения взятых ООО "ЖЭК" на себя обязательств по муниципальным контрактам, а также договорам на вывоз твердых и жидких бытовых отходов, заключенных в указанный период с физическими и юридическими лицами, и осуществлять их вывоз, то есть транспортировку, на земельный участок, не предназначенный и не обустроенный для этих целей, расположенный в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества, вблизи пгт.
Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, после чего в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" указанным способом сотрудниками ООО "ЖЭК" по указанию ФИО1 осуществлялся вывоз, то есть транспортировка твердых и жидких бытовых отходов в указанное место и последующее их там хранение.
Кроме того, в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", ФИО1, находясь на территории "Адрес обезличен" Республики Коми, более точные время и место не установлены, в нарушение указанных нормативно-правовых актов, регулирующих правила обращения с отходами, умышленно давал указания подчиненным работникам ООО "ЖЭК" осуществлять захоронение твердых и жидких бытовых отходов, собранных с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка, "Адрес обезличен" Республики Коми, без проведения их сортировки, обеззараживания и обезвреживания, отнесённых указанным Федеральным классификационным каталогом отходов к 4 классу опасности, путём слива хозфекальных сточных вод, являющихся жидкими бытовыми отходами, из ассенизаторских машин на почву, а также помещения твердых бытовых отходов в вырытые траншеи в грунте и закрытием слоем грунта при помощи неустановленных транспортных средств на земельном участке, не предназначенном и не обустроенном для этих целей, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт. Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, после чего в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" указанным способом сотрудниками ООО "ЖЭК" по указанию ФИО1 осуществлялось захоронение твердых и жидких бытовых отходов.
Таким образом, ФИО1 в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" была организована транспортировка, хранение и захоронение не менее 1627,21 кбм или 325,442 тонны твердых и не менее 6670,44 кбм жидких бытовых отходов на земельном участке, не предназначенном и не обустроенном для этих целей, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт. Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
В продолжение преступного умысла, направленного на транспортировку, хранение и захоронение бытовых отходов, ФИО1, занимая должность директора ООО "УК "ЖЭК", в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", находясь на территории "Адрес обезличен" Республики Коми, более точные время и место не установлены, действуя умышленно, давал указания подчиненным работникам ООО "УК "ЖЭК" на имеющемся в пользовании ООО "УК "ЖЭК" грузовом автотранспорте, осуществлять сбор жидких и твердых бытовых отходов с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка, "Адрес обезличен" Республики Коми в рамках исполнения взятых ООО "УК "ЖЭК" на себя обязательств по муниципальным контрактам, а также договорам на вывоз твердых и жидких бытовых отходов, заключенных в указанный период с физическими и юридическими лицами, и осуществлять их вывоз, то есть транспортировку, на земельный участок, не предназначенный и не обустроенный для этих целей, расположенный в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт. Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, после чего в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" указанным способом сотрудниками ООО "УК "ЖЭК" по указанию ФИО1 осуществлялся вывоз, то есть транспортировка, твердых и жидких бытовых отходов в указанное место и последующее его там хранение.
ФИО1, занимая должность директора ООО "ЖЭК", в период времени с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", находясь на территории "Адрес обезличен" Республики Коми, более точные время и место не установлены, осознавая общественно опасный характер своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий, связанных с загрязнением окружающей среды, созданием угрозы причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, не желая, но сознательно допуская наступление указанных общественно опасных последствий и относясь к ним безразлично, действуя из личной заинтересованности, выразившейся в стремлении сократить объем и сроки работ по вывозу и захоронению твердых и жидких бытовых отходов, в нарушение указанных нормативно-правовых актов, регулирующих правила обращения с отходами, запрещающих сброс отходов на почву и обязывающих хозяйствующие субъекты осуществлять деятельность по обращению с отходами безопасным для окружающей среды способом, действуя умышленно, давал указания подчиненным работникам ООО "ЖЭК" на имеющемся в пользовании ООО "ЖЭК" грузовом автотранспорте осуществлять сбор жидких и твердых бытовых отходов с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка, "Адрес обезличен" Республики Коми в рамках исполнения взятых ООО "ЖЭК" на себя обязательств по муниципальным контрактам, а также договорам на вывоз твердых и жидких бытовых отходов, заключенных в указанный период с физическими и юридическими лицами, и осуществлять их вывоз, то есть транспортировку, на земельный участок, не предназначенный и не обустроенный для этих целей, расположенный в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества, вблизи пгт.
Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, после чего в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" указанным способом сотрудниками ООО "ЖЭК" по указанию ФИО1 осуществлялся вывоз, то есть транспортировка твердых и жидких бытовых отходов в указанное место и последующее их там хранение.
Кроме того, в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", ФИО1, находясь на территории "Адрес обезличен" Республики Коми, более точные время и место не установлены, в нарушение указанных нормативно-правовых актов, регулирующих правила обращения с отходами, умышленно давал указания подчиненным работникам ООО "ЖЭК" осуществлять захоронение твердых и жидких бытовых отходов, собранных с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка, "Адрес обезличен" Республики Коми, без проведения их сортировки, обеззараживания и обезвреживания, отнесённых указанным Федеральным классификационным каталогом отходов к 4 классу опасности, путём слива хозфекальных сточных вод, являющихся жидкими бытовыми отходами, из ассенизаторских машин на почву, а также помещения твердых бытовых отходов в вырытые траншеи в грунте и закрытием слоем грунта при помощи неустановленных транспортных средств на земельном участке, не предназначенном и не обустроенном для этих целей, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт. Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, после чего в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" указанным способом сотрудниками ООО "ЖЭК" по указанию ФИО1 осуществлялось захоронение твердых и жидких бытовых отходов.
Таким образом, ФИО1 в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" была организована транспортировка, хранение и захоронение не менее 1627,21 кбм или 325,442 тонны твердых и не менее 6670,44 кбм жидких бытовых отходов на земельном участке, не предназначенном и не обустроенном для этих целей, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт. Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом ФИО1 в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", находясь на территории "Адрес обезличен" Республики Коми, более точные время и место не установлены, будучи осведомленным, что ФИО2 было организовано захоронение твердых и жидких бытовых отходов при указанных выше обстоятельствах, продолжая реализацию преступного умысла на захоронение бытовых отходов, давал указания подчиненным работникам ООО "УК "ЖЭК" осуществлять захоронение собранных с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка, "Адрес обезличен" Республики Коми твердых и жидких бытовых отходов, отнесённых указанным Федеральным классификационным каталогом отходов к 4 классу опасности, без проведения их обеззараживания и обезвреживания, путём слива хозфекальных сточных вод, являющихся жидкими бытовыми отходами, из ассенизаторских машин на почву, в том числе, в вырытые ранее в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" бульдозеристами МКП "Дорожное хозяйство" по указанию ФИО2 траншеи, на земельном участке, не предназначенном и не обустроенном для этих целей, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт. Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, после чего в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" указанным способом сотрудниками ООО "УК "ЖЭК" по указанию ФИО1 осуществлялось захоронение твердых и жидких бытовых отходов в указанное место.
ФИО2 совершил захоронение отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, повлекшие загрязнение окружающей среды.
В период времени с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ФИО2, находясь на территории "Адрес обезличен" Республики Коми, более точные время и место не установлены, состоя в должности руководителя администрации поселка городского типа Седкыркещ администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее МО ГО "Сыктывкар"), осведомленный о том, что в указанный период сотрудниками ООО "ЖЭК" в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", а также сотрудниками ООО "УК "ЖЭК" в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" по указанию их директора ФИО1 осуществлялся регулярный вывоз, то есть транспортировка, последующее хранение и захоронение собранных с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка, "Адрес обезличен" Республики Коми твердых и жидких бытовых отходов, в значительных объемах на земельном участке, не предназначенном и не обустроенном для этих целей, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт.
Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, предвидя возможность наступления в результате транспортировки, хранения и захоронения сотрудниками ООО "ЖЭК" и ООО "УК "ЖЭК" твердых и жидких бытовых отходов на указанном земельном участке общественно опасных последствий в виде загрязнения почвы, как элемента окружающей среды, осознавая, что указанные действия создают угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, из личной заинтересованности, выразившейся в стремлении уклониться от исполнения возложенных на него обязанностей по надлежащей организации обращения с отходами, в нарушение указанных нормативно-правовых актов, регулирующих правила обращения с отходами, запрещающих сброс отходов на почву и обязывающих хозяйствующие субъекты осуществлять деятельность по обращению с отходами безопасным для окружающей среды способом, в периоды времени с 03 по "Дата обезличена", с 19 по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", находясь в "Адрес обезличен" Республики Коми, не менее трех раз организовал транспортировку на данный земельный участок, с целью захоронения вывезенных сотрудниками ООО "ЖЭК" и ООО "УК "ЖЭК" бытовых отходов, бульдозера марки "Б 10 М" г..н. 6378, принадлежащего муниципальному казенному предприятию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Дорожное хозяйство" (далее МКП "Дорожное хозяйство"), после чего умышленно давал указания трактористам бульдозера марки "Б 10 М" г..н. 6378, поступившим в его распоряжение, рыть на земельном участке, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт.
Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, траншеи, сталкивать в них хранящиеся на поверхности указанного земельного участка бытовые отходы, вывезенные сотрудниками ООО "ЖЭК" и ООО "УК "ЖЭК" при указанных обстоятельствах, которые в последующем сверху закрывать слоем грунта, то есть производить захоронение бытовых отходов, а также вырыть на данном земельном участке траншеи, куда в дальнейшем сотрудники ООО "УК "ЖЭК" по указанию ФИО1 будут размещать вывозимые твердые и жидкие бытовые отходы с последующим закрытием слоем грунта, которые они в указанные периоды выполнили.Таким образом, ФИО1 в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" была организована транспортировка, хранение и захоронение жидких и твердых бытовых отходов, собранных с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка "Адрес обезличен" Республики Коми, ФИО2 в вышеуказанный период организовано захоронение жидких и твердых бытовых отходов. Объем отходов за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" составил не менее 1184,155 тонн твердых и не менее 4237,785 кбм жидких бытовых отходов соответственно на земельном участке, не предназначенном и не обустроенном для этих целей, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества, вблизи пгт. Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми.
Кроме того, ФИО2, являясь должностным лицом, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов ФИО3 и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.
ФИО2 являлся должностным лицом, наделённым в установленном законом порядке организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, обязанный в соответствии с должностной инструкцией, с которой он был ознакомлен, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение, в том числе в сфере природоохранного законодательства, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы ФИО3 и организаций, в пределах своих полномочий координировать деятельность предприятий и служб жизнеобеспечения "Адрес обезличен" и "Адрес обезличен".
В период времени с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ФИО2, находясь на территории "Адрес обезличен" Республики Коми, более точные время и место не установлены, осведомленный о том, что в указанный период сотрудниками ООО "ЖЭК" в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", а также сотрудниками ООО "УК "ЖЭК" в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" по указанию их директора ФИО1 осуществлялся незаконный регулярный вывоз, то есть транспортировка, хранение и последующее захоронение собранных с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка, "Адрес обезличен" Республики Коми твердых и жидких бытовых отходов в объеме: не менее 1627,21 кбм (325,442 тонн) твердых и не менее 6670,44 кбм жидких бытовых отходов, не менее 1184,155 тонн твердых и не менее 4237,785 кбм жидких бытовых отходов соответственно, на земельном участке, не предназначенном и не обустроенном для этих целей, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт. Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, в нарушение возложенных на него должностных обязанностей, в том числе по осуществлению оперативного решения вопросов жизнедеятельности на территории пгт. Седкыркещ и "Адрес обезличен", на протяжении длительного периода времени не принимал мер по предотвращению загрязнения указанного земельного участка путем информирования населения об экологической обстановке, сложившейся в непосредственной близости от пгт.
Седкыркещ, сообщения в соответствующие органы об указанных действиях сотрудников ООО "ЖЭК" и ООО "УК "ЖЭК" с целью их приостановления, а также организации изъятия из грунта ранее захороненных отходов с последующей рекультивацией земельного участка, при этом предвидя возможность наступления в результате транспортировки, хранения и захоронения сотрудниками ООО "ЖЭК" и ООО "УК "ЖЭК" твердых и жидких бытовых отходов на указанном земельном участке общественно опасных последствий в виде загрязнения почвы, как элемента окружающей среды, создания угрозы причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, не желая, но сознательно допуская их наступление и относясь к ним безразлично, понимая, что превышает свои должностные полномочия, совершая действия, явно выходящие за их пределы, и желая этого, действуя из личной заинтересованности, выразившейся в стремлении уклониться от исполнения возложенных на него обязанностей по надлежащей организации обращения с отходами, в нарушение указанных нормативно-правовых актов, регулирующих правила обращения с отходами, запрещающих сброс отходов на почву и обязывающих хозяйствующие субъекты осуществлять деятельность по обращению с отходами безопасным для окружающей среды способом, в периоды времени с 03 по "Дата обезличена", с 19 по "Дата обезличена", с 27 июля по "Дата обезличена", находясь в "Адрес обезличен" Республики Коми, явно превышая свои должностные полномочия, не менее 3 раз организовал транспортировку на данный земельный участок с целью захоронения вывезенных с территории в пгт. Седкыркещ, пст. Трехозерка, "Адрес обезличен" Республики Коми сотрудниками ООО "ЖЭК" и ООО "УК "ЖЭК" бытовых отходов, бульдозера марки "Б 10 М" г..н. 6378, принадлежащего МКП "Дорожное хозяйство", и умышленно, незаконно давал указания трактористам бульдозера марки "Б 10 М" г..н. 6378, поступившим в его распоряжение, рыть на земельном участке, расположенном в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества вблизи пгт.
Седкыркещ "Адрес обезличен" Республики Коми, траншеи, сгребать в них хранящиеся на поверхности указанного земельного участка бытовые отходы, вывезенные сотрудниками ООО "ЖЭК" и ООО "УК "ЖЭК" при указанных обстоятельствах, которые в последующем сверху закрывать слоем грунта, то есть производить захоронение бытовых отходов, а также вырыть на данном земельном участке траншеи, куда в дальнейшем сотрудники ООО "УК "ЖЭК" по указанию ФИО1 будут размещать вывозимые твердые и жидкие бытовые отходы с последующим закрытием слоем грунта, которые они в указанные периоды выполнили.
Данные обстоятельства установлены приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" и в силу ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не нуждаются в дополнительном доказывании.
Из содержания приговора следует, что преступления совершены ФИО1 и ФИО2 с косвенным умыслом (ч. 3 ст. 25 УК Российской Федерации), поскольку данные лица осознавали общественную опасность своих действий (бездействия), предвидели возможность наступления общественно опасных последствий, не желали, но сознательно допускали эти последствия либо относились к ним безразлично. На это прямо указано на странице 5 и 10 приговора суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность, а также антропогенных объектов. Возмещение вреда в подобных случаях направлено, в первую очередь, на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.
Приведенным Федеральным законом регламентирован институт компенсации ущерба окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны: такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда; размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78). Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77).
Денежные средства в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, государство как публичный собственник, на котором лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству природных объектов, вправе направлять не на восстановление конкретного объекта, а в бюджет в качестве компенсации за причинение вреда его имуществу.
При разрешении спора по настоящему ФИО3 суд первой инстанции, руководствуясь ст.61 ГПК РФ, обоснованно исходил из установленных вступившим в законную силу приговором по уголовному ФИО3 в отношении ответчиков обстоятельств, положений ст.77 Федерального закона от "Дата обезличена" N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз.2 п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "О судебном решении", п. 11 и п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ, учел правовую позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда РФ от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-П и пришел к выводу о взыскании с ФИО1 и ФИО2 материального ущерба, причиненного преступлением, в указанном согласно уточненным исковым требованиям прокурора размере - 60 741 110 руб.
Доводы ФИО1, изложенные в апелляционной жалобе и в судебном заседании суда апелляционной инстанции, правомерности и обоснованности приведенного вывода суда первой инстанции не опровергают.
На основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Вина Виноградова А.Д. в совершении преступления, повлекшего ущерб государству и муниципальному образованию "Сыктывкар", установлена вступившим в законную силу приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28.08.2017, что в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ являлось не подлежащим оценке и доказыванию обстоятельством для суда при рассмотрении данного спора.
Объем причиненного Виноградовым А.Д. и Пелевиным Ю.А. ущерба, из которого подлежал исчислению его размер, также был установлен приведенным приговором на основании заключения комплексной экологической, бухгалтерской экспертизы, проведенной Автономной некоммерческой организацией "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" и иных доказательств по делу
Ни в рамках уголовного дела, ни в суде первой инстанции размер ущерба Виноградовым А.Д. не оспаривался.
Оценка экологического вреда в деньгах означит не только определение затрат на восстановление нарушенной природной среды, на воспроизводство природных ресурсов, но и вычисление тех экологических потерь, которые невосполнимы или трудно восполнимы средствами человеческого прогресса.
Восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель).
Таким образом, при определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудно восполнимы.
Расчет размера вреда на основании Методики, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, является правомерным и обоснованным, поскольку в основу расчета положены данные об объемах твердых и жидких бытовых отходов, установленные заключением экспертизы от 17.07.2017г, с применением коэффициента 1,0 исходя из категории земли промышленности.
Оснований не доверять приведенным расчетам, выполненным компетентным лицом - экспертом, у суда не имеется. Доказательств, свидетельствующих об ином размере вреда, ответчиком в дело представлено не было.
Ссылка в апелляционной жалобе на ненадлежащее извещение ответчика Виноградова А.Д. о месте и времени судебного заседания, оснований для вывода о нарушении норм гражданского процессуального права и отмены судебного постановления не дает.
Из материалов дела следует, что судебные заседания по делу назначались 4 раза, при этом судебные извещения, направленные в адрес Виноградова А.Д. не менее пяти раз, не были им получены, возвращены в связи с истечением срока хранения.
В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", данное обстоятельство признается волеизъявлением не явившейся стороны, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела.
Кроме того, в силу п. 63, 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам регистрации его по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
В связи с указанными обстоятельствами признается не состоятельной и ссылка по позднее получение информации о назначенном судебном заседании на 15 августа 2018 года по информации третьего лица - ООО УК "ЖЭК", представитель которого получил судебное извещение 02 августа 2018 года.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений в надлежащем извещении ответчика Виноградова А.Д, представитель которого принимал участие в судебном заседании.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, постановилобоснованное решение по существу спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Виноградова ФИО11 - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.