СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А,
судей Костенко Е.Л, Ус Е.А,
при секретаре Буткиной А.В,
рассмотрев в судебном заседании 06 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2018 года, которым исковое заявление Шериш Н. В. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО "Вуктыл" о признании права на получении государственной жилищной субсидии, обязании выдать сертификат удовлетворено частично; признано за Шериш Н. В. право на получение государственной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "Инвалиды" с датой постановки на учет 26.12.2000 на состав семьи из двух человек: Шериш Н. В, Шериш И.А... В оставшейся части отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А, объяснения представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми Алешихиной А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шериш Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании за ней право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 26.12.2000 после умершего супруга ФИО, обязании выдать в порядке очередности государственный жилищный сертификат на состав семьи из двух человек, оспаривая действия ответчика по не включению ее в список граждан, на получение сертификатов выпуска 2018.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО ГО "Вуктыл", в качестве третьего лица Шериш И.А.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми возражала против удовлетворения иска.
Истец Шериш Н.В, третье лицо Шериш И.А, представитель ответчика администрации МО ГО "Вуктыл в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Шериш А.И. состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Сервера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 26.12.2000 по категории "инвалид" с составом семьи 4 человека в том числе и истца.
ФИО проживал в "Адрес обезличен" с "Дата обезличена",являлся инвалидом с "Дата обезличена".
Данных о наличии у него недвижимого имущества в других регионах Российской Федерации не имеется.
ФИО. умер "Дата обезличена".
22.07.2015 Шериш Н.В. обратилась с заявлением о переводе очереди с ФИО. на нее.
Данное заявление удовлетворено администрацией МО ГО "Вуктыл", очередь переведена на истца (постановление от 07.08.2015 "Номер обезличен").
Письмом от 07.12.2017 "Номер обезличен" Минстроя Республики Коми оспаривается право Шериш Н.В. на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона по категории "инвалиды" с датой постановки 26.12.2000, по мотиву отсутствия при жизни права ФИО. на получение жилищной субсидии, не возможности перевода очереди на истца в связи со смертью ФИО, утратой истца права на получения жилищной субсидии, в связи с наличием... доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное "Адрес обезличен".
Спорные правоотношения сторон регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ. Данным законом установлено, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По состоянию на 26.12.2000 действовал Федеральный закон от 25.07.1998 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч.1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.07.1998 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Таким образом, в силу ранее действовавшего закона необходимым условием для постановки на учет являлось наличие стажа работы либо проживание не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также отсутствие недвижимости в иных регионах Российской Федерации.
Суд первой инстанции установив, что ФИО. проживал в "Адрес обезличен" с... года, что подтверждается выпиской из домовой книги о прибытии в "Дата обезличена" году, а также начала период работы в МКС с "Дата обезличена", являлся инвалидом с "Дата обезличена", пришел к выводу о том, что на 26.12.2000 необходимое условие (проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет) соблюдено, при этом данных о наличии у него недвижимого имущества в других регионах Российской Федерации не имеется, в связи с чем признал наличие у ФИО. на 26.12.2000 права быть включенным в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Сервера и приравненных к ним местностей имеет место быть.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец, как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ее мужа до 01.01.2012.
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, прямо в ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем, прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 01.01.2012, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после указанной даты, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Минстрой РК в подтверждение своей позиции по делу основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Не являются основанием к отмене решения и приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии у истца права на субсидию в связи с наличием в собственности жилья за пределами РКС, т.к. право на получение субсидии определяется также нуждаемостью в улучшении жилищных условий, которая не отпала у истца в связи с наличием... доли в праве собственности на жилое помещение в "Адрес обезличен"ю менее учетной нормы на состав семьи.
Судом установлено, что в соответствии с договором дарения от 30.03.2006 (зарегистрирован 13.04.2006) ФИО2 подарил Шериш Н.В.... доли в коммунальной квартире по адресу: "Адрес обезличен". Данная доля квартиры была продана Шериш Н.В. по договору купли-продажи от 05.10.2012 (зарегистрирован 19.10.2012).
В период нахождения указанного жилого помещения в собственности Шериш Н.В. истец и члены ее семьи не перестали быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку на каждого из них приходилось менее учетной нормы (15 кв.м.), установленной Законом Санкт-Петербурга N 407-65 от 19.07.2005, суд пришел к выводу, что оснований для исключения семьи Шериш с учета по данному основанию не имелось, в связи с чем право не было утрачено.
При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что за истцом необходимо признать право на получение государственной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 26.12.2000.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным и основанным на законе.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Выводы суда подробно изложены в решении и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.