СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Машкиной И.М,
судей Пристром И.Г, Соболева В.М,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июня 2018 года апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2018 года, которым
удовлетворено административное исковое заявление администрации МО ГО "Сыктывкар" к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании бездействия по отказу в проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживают инвалиды, незаконным, возложении обязанности проведения такой проверки;
признано незаконным бездействие Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по отказу в проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживают инвалиды, согласно актов обследования, направленных администрацией МО ГО "Сыктывкар" в адрес Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в "Дата обезличена";
на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми возложена обязанность провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида по следующим актам муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества:...
Заслушав доклад судьи Соболева В.М, объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Шмидт Е.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО ГО "Сыктывкар" обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по отказу в проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживают инвалиды, незаконным, возложении обязанности проведения такой проверки, указав в его обоснование, что по рассмотрению обращений инвалидов администрацией было проведено обследование их жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах на предмет определения возможности приспособления и обеспечения условий доступности с учётом потребностей указанной категории лиц. Муниципальной комиссией установлено отсутствие технической возможности приспособления, в связи с чем для проведения экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) соответствующие акты были направлены в Министерство. Однако, административным ответчиком акты обследования административному истцу были возвращены. Полагая отказ Министерства в проведении экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) незаконным, администрация МО ГО "Сыктывкар" обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель административного истца Сильничая Т.В. административные исковые требования поддержала в полном объёме, настаивая на том, что проведение экономической целесообразности возложено на Министерство.
Представитель административного ответчика заявленные исковые требования не признал, указав, что в данном случае Министерство выступает координатором деятельности по проведению проверки экономической целесообразности, которая обеспечивается муниципальной комиссией.
Суд принял приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство просит об отмене вынесенного решения как незаконного и необоснованного, принятого при неверном определении юридически значимых обстоятельств по делу, нарушении норм материального права.
В судебном заседании представитель Министерства Шмидт Е.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила об отмене оспариваемого решения суда.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда.
В соответствии со статьёй 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, которыми установлен порядок обеспечения таких условий и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 названные Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
Согласно требованиям пункта 6 Правил в обеспечение поставленных целей комиссиями, устанавливаемыми исходя из отнесения жилых помещений к соответствующему жилищному фонду, производится обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды.
На основании пункта 12 Правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В случае, если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путём осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает её проведение. (пункт 15 Правил).
Принимаемое по результатам проведения экономического целесообразности решение о целесообразности или нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (его части), в котором проживает инвалид, учитывается комиссией при даче заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, или об отсутствии такой возможности (пункт 17, 18 Правил).
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, в... году в адрес администрации МО ГО "Сыктывкар" инвалидами были поданы заявления о проведении обследования занимаемых ими жилых помещений в многоквартирных домах с целью определения возможности их приспособления с учётом их потребностей и обеспечения условий доступности.
По результатам рассмотрения обращений инвалидов муниципальной комиссией в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" проведены обследования жилых помещений инвалидов, расположенных в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда, и составлены акты от отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.
На основании актов муниципальной комиссией было принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (его части), в связи с чем "Дата обезличена" соответствующие акты обследования администрацией МО ГО "Сыктывкар" были направлены в Министерство для проведения проверки экономической целесообразности.
Сопроводительным письмом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" данные акты Министерством адресату были возвращены с указанием на то, что проведение проверки экономической целесообразности жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями.
При повторном направлении администрацией МО ГО "Сыктывкар" указанные акты письмом Министерства от "Дата обезличена" вновь возвращены по аналогичным основаниям.
Несогласие администрации МО ГО "Сыктывкар" с возвратом актов по указанным основаниям явилось поводом обращения административного истца в суд с настоящим иском.
Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида утверждаются Министерством строительства или жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 16 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме).
Такие Правила утверждены Приказом Минстроя России от "Дата обезличена" "Номер обезличен" (Правила проведения экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид).
Указанными Правилами в пункте 2 предусмотрено, что проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов".
Таким органом в абзаце 3 пункта 3 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 649, определён орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с названным пунктом координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей.
Распоряжением Правительства Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми и координатором мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учётом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Республики Коми, муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда.
Руководствуясь тем, что в соответствии с вышеназванными положениями закона Министерство является координатором мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учётом их способностей, суд исходил из того, что именно Министерство является органом, уполномоченным для проведения экономической целесообразности реконструкции и капитального ремонта жилых помещений указанной категории лиц, на основании чего со ссылкой на положения статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с изложенным выводом, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 3 Правил, утверждённых приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 года N 583/пр, проверка экономической целесообразности осуществляется на основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, оформленного в соответствии с положениями пунктов 12 и 13 Правил N649 комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной согласно требованиям пунктов 6-10 Правил N 649.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 6 указанных Правил, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, осуществляется комиссиями, создаваемыми в зависимости от отнесения жилых помещений в многоквартирных домах к соответствующему жилищному фонду.
Так, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утверждённым органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Региональной межведомственной комиссией, проводится обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Исходя из вышеназванных Положений пункта 3 Правил, в акте обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, на основании которого проводится проверка экономической целесообразности, соответствующей комиссией принимается решение о проведении проверки экономической целесообразности и в порядке пункта 9 указанная комиссия принимает решение об экономической целесообразности или нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома.
В соответствии с вышеназванным распоряжением Правительства Республики Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" при определении Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми и координатором мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учётом их потребностей, Министерству, помимо создания региональной межведомственной комиссии, поручено утвердить порядок создания и работы муниципальной комиссии.
Указанным распоряжением рекомендовано органам местного самоуправления в Республике Коми создать муниципальные комиссии и утвердить их составы, утвердить планы мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Во исполнение указанного распоряжения "Номер обезличен" от "Дата обезличена", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми издан приказ "Номер обезличен" от "Дата обезличена", в соответствии с которым Министерством создана региональная комиссия и утверждён порядок её работы, а также утверждён порядок создания и работы муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов согласно приложению "Номер обезличен".
Утверждённый настоящим приказом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Порядок создания и работы муниципальных комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, несмотря на то, что носит для органов местного самоуправления Республики Коми при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 рекомендательный характер, в пункте 1.3, дублируя положения пункта 6 утверждённых указанным Постановлением Правительства Российской Федерации N 649 Правил, закрепляет, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
Комиссия создается для обследования многоквартирных домов, входящих в состав муниципального и частного жилищного фонда, для оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учётом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении.
В соответствии с установленным порядком работы комиссии, согласно пункту 4.8 Порядка процесс работы комиссии, помимо рассмотрения документов о характеристиках жилого помещения, документов о признании гражданина инвалидом, проведении визуального осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, проведения беседы с гражданином, признанным инвалидом, оценки необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, подготовки акта обследования жилого помещения, а также принятия решения о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, предусматривает проведение именно муниципальной комиссией проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), последующее принятие комиссией решения об экономической целесообразности или нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид.
В данном случае, принимая во внимание, что в соответствии с установленным законом и приведёнными нормативными положениями порядком определение экономической целесообразности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме осуществляется соответствующей комиссией в зависимости от отнесения многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение инвалида, к конкретному жилищному фонду, что согласуется с требованиями утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 649 Правил, исходя из того, что на разрешение Министерства администрацией МО ГО "Сыктывкар" были направлены акты с целью проведения экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, входящих в состав муниципального фонда, правовых оснований для возложения на Министерство обязанности проведения экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта в указанных многоквартирных домах не имелось.
Министерство, являясь координатором мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учётом их способностей и обеспечивая их проведение, не наделено полномочиями на проведение проверки экономической целесообразности в домах муниципального жилищного фонда.
Указание в пункте 7.2 утверждённого Приказа "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о том, что проведение проверки экономической целесообразности осуществляется комиссией в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 583/пр не ставит под сомнение правильность сделанного вывода.
Обеспечение проверки экономической целесообразности уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов", а именно Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, не свидетельствует о непосредственном осуществлении такой проверки административным ответчиком через создаваемые им региональные комиссии.
В силу приведённых требований закона и изложенных обстоятельств, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2018 года отменить, вынести новое решение, которым
в удовлетворении требований администрации МО ГО "Сыктывкар" к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании бездействия по отказу в проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживают инвалиды, незаконным, возложении обязанности проведения такой проверки отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.