СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Соболева В.М,
судей Вдовиченко С.В, Колесниковой Д.А,
при секретаре Нечаевой Л.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе Каримова ФИО8 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 мая 2018 года, которым
административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении осужденного Каримова Р.Н. удовлетворено.
Установлен в отношении Каримова ФИО9 административный надзор сроком на... лет, до погашения судимости по приговору... суда Республики Коми от "Дата обезличена", за вычетом срока истёкшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями:
-
...
Срок административного надзора определено исчислять со дня постановки поднадзорного лица Каримова Р.Н. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад материалов дела судьи Соболева В.М, объяснения Каримова Р.Н, заключение прокурора Юдина А.В, полагавшего решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении осужденному Каримову Р.Н, освобождаемому из мест лишения свободы, административного надзора по приговору... суда Республики Коми от "Дата обезличена" сроком на... лет до погашения судимости с установлением в отношении поднадзорного лица следующих административных ограничений:... В обоснование требований указано, что Каримов Р.Н. "Дата обезличена" осужден приговором... суда Республики Коми, с учётом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Коми от "Дата обезличена" и постановления... суда Республики Коми от "Дата обезличена" по... Уголовного кодекса Российской Федерации к... лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. По данному приговору в действиях Каримова Р.Н. установлен опасный рецидив преступлений.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объёме, административный ответчик с заявленными требованиями не согласился.
Прокурор поддержал доводы заявления, полагая возможным снизить количество явок до трёх.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Каримов Р.Н. просит отменить решение суда и прекратить производство по делу, либо отменить ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с.., без разрешения органов внутренних дел, ссылаясь на нарушения статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Европейской конвенции и статьи 4 протокола N 7 к ней.
Каримов Р.Н, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Административный истец, надлежаще извещённый о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Материалами дела установлено, что Каримов Р.Н. приговором... суда Республики Коми от "Дата обезличена", с учётом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Коми от "Дата обезличена" и постановления... суда Республики Коми от "Дата обезличена" по... Уголовного кодекса Российской Федерации к... лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. По данному приговору в действиях Каримова Р.Н. установлен опасный рецидив преступлений, совершённое преступление относится к категории тяжких преступлений.
Начало срока - "Дата обезличена", конец срока - "Дата обезличена".
За период отбывания наказания по приговору... суда Республики Коми в ФКУ ИК 1 УФСИН России по Республике Коми Каримов Р.Н. имеет одно поощрение, всего за период отбывания наказания имеет... поощрения и... нарушений установленного порядка отбывания наказания,... взысканий не сняты и не погашены в установленном законом порядке. Характеризуется удовлетворительно.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, вступившим в силу с 01 июля 2011 года.
В силу части 2 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истёкшего после отбытия наказания.
В соответствии с указанным федеральным законом, с учётом обстоятельств дела, личности Каримова Р.Н. и его поведения в период отбывания наказания, суд верно пришел к выводу о наличии оснований для установления административного надзора.
Учитывая, что Каримов Р.Н. подлежащий освобождению из мест лишения свободы, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), правомерно удовлетворил требование об установлении в отношении него административного надзора сроком на... лет, за вычетом срока, истёкшего после отбытия наказания.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении выше изложенных норм материального права, а установление в отношении Каримова Р.Н. административного надзора сроком на... лет является необходимой и соразмерной мерой, обусловленной интересами общественной безопасности, соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Доводы апелляционной жалобы Каримова Р.Н. о нарушении статьи 7 Европейской конвенции и статьи 4 протокола N 7 к ней, о том, что в отношении него не могут применяться положения Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы", поскольку он осужден до введения данного закона в действие, а также ему фактически назначено повторное наказание, основан на неверном толковании норм права.
Указанный закон вступил в законную силу "Дата обезличена" и действует в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы после этой даты.
Статья 10 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.
Однако Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Установление административного надзора согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определённые виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона).
Установленные судом первой инстанции в отношении Каримова Р.Н. административные ограничения соответствуют приведённому в статье 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ перечню таких ограничений, чрезмерными не являются и в полной мере отвечают целям административного надзора.
Доводы апеллянта о том, что обжалуемым решением ограничиваются его права, судебной коллегией отклоняются, поскольку установление административного надзора само по себе подразумевает определённые установленные законом ограничения, конкретные объём и виды ограничений судом назначены исходя из совокупности обстоятельств по делу и в строгом соответствии с действующим законодательством.
При этом судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение суда, дополнив установленное судом ограничение в виде...
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каримова Р.Н.- без удовлетворения.
Уточнить решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 мая 2018 года, дополнив абзац третий части второй резолютивной части решения словами: "...
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.