Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А,
судей Вдовиченко С.В, Соболева В.М,
при секретаре Нечаевой Л.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе начальника Управления финансов администрации муниципального района "Корткеросский" Даньщиковой Н.И. на решение Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2018 года, которым требования Бобрецовой Е.Т. удовлетворены частично.
Взыскана с муниципального образования сельского поселения "Керес" в лице управления финансов администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" за счёт средств местного бюджета муниципального образования сельского поселения "Керес" в пользу Бобрецовой Е.Т. компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек.
Указано, что решение суда подлежит немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Голикова А.А, объяснения начальника Управления финансов администрации муниципального района "Корткеросский" Даньщиковой Н.И, Бобрецовой Е.Т, судебная коллегия,
установила:
Бобрецова Е.Т. обратилась с административным иском к администрации Корткеросского района СП "Керес" о присуждении компенсации в размере 300000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с решением Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" административный ответчик обязан предоставить ей на состав семьи из четырех человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 47 квадратных метров в границах сельского поселения "Керес" Корткеросского района Республики Коми. Решение суда не исполнено.
Определением суда от 15.06.2018 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрация муниципального образования сельского поселения "Керес", Управление финансов администрации муниципального района "Корткеросский", в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми.
Административный истец Бобрецова Е.Т. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования сельского поселения "Керес" в судебном заседании и в отзыве на административное исковое заявление просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в жилом фонде сельского поселения "Керес" жилья, отвечающего необходимому уровню благоустроенности, нет. Кроме того, Бобрецова Е.Т. на протяжении последних пяти лет в с. Керес не проживала.
Представитель административного ответчика Управления финансов администрации муниципального района "Корткеросский" в судебное заседание не явился, также просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ввиду отсутствия необходимого жилого фонда, указав, кроме того, что Бобрецова Е.Т. включена в программу по переселению из ветхого жилья на 2019 год.
Представитель заинтересованного лица УФССП России по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судьей вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник Управления финансов администрации муниципального района "Корткеросский" Даньщикова Н.И. просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что Управление финансов не является органом местного самоуправления и не обладает исполнительно-распорядительными функциями по исполнению бюджета муниципального образования сельского поселения "Керес", следовательно, возложение на Управление обязанности по перечислению компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 рублей в пользу Бобрецовой Е.Т. незаконно, данная обязанность должна быть возложена именно на должника.
В соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежаще извещенных о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции.
Заслушав начальника Управления финансов администрации муниципального района "Корткеросский" Даньщикову Н.И, административного истца Бобрецову Е.Т, изучив материалы дела, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
На основании статьи 1 Протокола N 1 к указанной Конвенции, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуются посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства РФ исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
На основании положений статьи 258 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении требований о компенсации подлежит установлению и является юридически значимым факт нарушения права административного истца, в данном случае, на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении с учётом поведения административного истца, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общая продолжительность неисполнения судебного акта.
Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По общему правилу, установленному в статье 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" на администрацию сельского поселения "Керес" возложена обязанность предоставить Бобрецовой Е.Т. на состав семьи из четырёх человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 47 квадратных метров в границах сельского поселения "Керес" Корткеросского района Республики Коми.
"Дата обезличена" взыскателю направлен исполнительный лист.
"Дата обезличена" возбуждено исполнительное производство, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
В рамках исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем главе администрации сельского поселения "Керес" вручались предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса РФ, с должника взыскан исполнительский сбор, представителям должника неоднократно вручались требования об исполнении решения суда, должник три раза привлекался к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу определением Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" администрации сельского поселения "Керес" отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Решение суда находилось на исполнении с "Дата обезличена" в отделе судебных приставов по Корткеросскому району УФССП России по Республике Коми.
Общий срок неисполнения судебного акта от даты возбуждения исполнительного производства составил 1 год 7 месяцев и 29 дней (с "Дата обезличена" по "Дата обезличена").
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством РФ сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 названного Закона размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Рассматривая требования настоящего иска, суд первой инстанции на основании оценки представленных доказательств и установленных обстоятельств, пришел к выводу об обоснованности требований административного иска, исходя из того, что за период с момента предъявления Бобрецовой Е.Т. к исполнению исполнительного документа в отведенный законом срок и до настоящего времени должных и достаточных мер для его исполнения ответственным лицом, в отсутствие уважительных причин, объективно исключающих такую возможность, не принято.
Исходя из периода неисполнения требований исполнительного документа, за пределами установленного для такого исполнения срока 1 год 7 месяцев 29 дней, указанный срок с учетом изложенных обстоятельств обоснованно не признан судом разумным.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями статьи 2 вышеназванного Закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 29.03.2016 N 11, с учетом принципов разумности и справедливости, соотносим с объемом нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управление финансов администрации муниципального района "Корткеросский" не может выступать ответчиком по обязательствам главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования сельского поселения "Керес" и с него не может быть взыскана компенсация, не являются основанием для отмены решения суда.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В рамках рассматриваемого спора таковым органом является Управление финансов администрации муниципального района "Корткеросский".
Пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" предусмотрено, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Например: "Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу заявителя (указывается фамилия, имя, отчество или наименование юридического лица) компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере... ".
Перечисление суммы компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок осуществляется по реквизитам банковского счета лица, в пользу которого взыскана соответствующая компенсация.
Учитывая изложенное, а также исходя из того, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат выводов, ставящих под сомнение законность оспариваемого решения суда, оснований для его отмены не имеется, обжалуемое решение является законным и обоснованным, принято при верном установлении юридически значимых обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления финансов администрации муниципального района "Корткеросский" Даньщиковой Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.