Дата вступления в законную силу - 3 декабря 2018 г.
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В,
при секретаре Калинкович И.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 сентября 2018 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Бялькина А.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером... ; обязании пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером..,
установил:
Бялькин А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, в котором просит признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого помещения с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; обязать пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... В обоснование заявленных требований истцом указано, что он трижды обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого помещения с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "Адрес обезличен". Однако уведомлением от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости было отказано по мотиву того, что отсутствуют документы, необходимые для рассмотрения заявления, а именно документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений. При этом истцом указано, что перечень документов, которые прилагаются к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости и без которых заявление к рассмотрению не принимается, установлен статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Административный истец Бялькин А.И. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми Ульянова Н.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленного требования возражала, ссылаясь на то, что оспариваемое уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" является законным и обоснованным.
Заслушав представителя административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми Ульянову Н.А, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 данного Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 25 (часть 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 данного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 данного Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Порядок создания и работы Комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок), в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 названного Порядка комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01 июня 2009 года, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 6 февраля 2012 года N П/45 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми в составе 4 человек.
В соответствии с пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов, в том числе:
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
На основании пункта 14 указанного Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Согласно пункту 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 данного Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Из материалов дела следует, что "Дата обезличена" Бялькин А.И. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого помещения с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "Адрес обезличен", по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
К данному заявлению Бялькина А.И. были приложены следующие документы: кадастровый паспорт объекта недвижимости (нотариальная копия); выписка из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости.
Других документов, в том числе подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, к заявлению Бялькина А.И. приложено не было. Доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, обращаясь "Дата обезличена" в комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого помещения с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "Адрес обезличен", по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, административный истец в нарушение требований статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не приложил документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Секретарь комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми, установив, что заявителем не приложены документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в пределах своих полномочий, предусмотренных пунктом 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263, принял обоснованное решение об отказе в принятии документов на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми, о чем в установленный срок уведомил Бялькина А.И.
Таким образом, анализируя и оценивая все изложенное в совокупности, применительно к нормам права, регулирующим данные правоотношения, и принимая во внимание, что у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми имелись законные основания для отказа в принятии заявления Бялькина А.И. об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого помещения с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "Адрес обезличен", по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми от 25 июля 2018 года N 08-14/8089, оформленное в виде уведомления об отказе в принятии к рассмотрению заявления, соответствует Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и иным нормативным правовым актам, принято комиссией в пределах своей компетенции, в связи с чем является законным и обоснованным, и прав административного истца не нарушает, поэтому административное исковое заявление Бялькина А.И. об оспаривании указанного решения Комиссии удовлетворению не подлежит.
Доводы административного искового заявления основаны на неверном толковании норм права, регулирующих данные правоотношения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Бялькина А.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером... ; обязании пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
...
Копия верна: судья - А.В. Кондратюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.