Заместитель председателя Верховного суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу Гуляева А.Н., поданную в интересах АО "Интер РАО-Электрогенерация", на вступившее в законную силу постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Коми Шиковой Н.В. N 05-70/2017 от 10.10.2017, решение судьи Печорского городского суда Республики Коми от 29.01.2018 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 14.03.2018
по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми Шиковой Н.В. АО "Интер РАО-Электрогенерация" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Печорского городского суда приведенное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми указанное выше решение также оставлено без изменения.
В жалобе Гуляев А.Н. просит постановление и судебные акты отменить. В обоснование жалобы ее автор указывает на то, что материалы дела не содержат доказательств сброса загрязняющих веществ в составе промливневых вод; обращает внимание, что продление срока проведения проверки было незаконно.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Плата за негативное воздействие исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно по каждому загрязняющему веществу, в отношении которых применяется меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, платежной базой является масса сбросов загрязняющих веществ (Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
Также Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в том случае, когда в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации, хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (части 3, 4 статьи Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" к объектам I категории относятся объекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иной деятельности, в том числе, по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива)
Согласно части 2, 3 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Из материалов дела из материалов дела следует, что Филиал "Печорская ГРЭС АО "Интер РАО-Электрогенерация", мощностью Печорской ГРЭС 1060 МВт в м3/час относится к объекту I категории и поставлен на учет объектов федерального государственного экологического надзора НВОС, в том числе с объектами сброса сточных вод, что подтверждается свидетельством о постановке на учет объектов НВОС N 87-0111-000020-П.
Из дела также следует, что с 10.07.2017 по 01.09.2017 на основании приказов Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 21.06.2017 N 431 и от 31.07.2017 N 548 в отношении филиала "Печорская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" на территории Республики Коми проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно Плана контрольно-надзорной деятельности на 2017 год.
В ходе проверки установлено, что АО "Интер РАО-Электрогенерация" в ходе своей хозяйственной деятельности осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе промливневых сточных вод и сточных вод после охлаждения основного и вспомогательного оборудования в водный объект водохранилище "наливное Печорской ГРЭС" при этом плата в бюджет данным юридическим лицом за 2016 год не вносилась, в декларации по оплате за 2016 год раздел платы за данные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами не представлен, авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ сточными водами также не вносились за 1 и 2 квартал 2017 год.
Указанное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 26.09.2017 N 05-70/2017, актом проверки от 01.09.2017, протоколом отбора сточных вод КХА N 334-336В-17С от 24.07.2017, лицензией на водопользование; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 13 июля 2017 года; договором водопользования; свидетельством о постановке на учет объектов НВОС N 87-0111-000020-п и автором жалобы не оспаривается.
Доказательства собранны с соблюдением требований закона и оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия АО "Интер РАО-Электрогенерация" правильно квалифицированы по статьи 8.41 КоАП РФ.
Довод автора жалобы о том, что материалы дела не содержат доказательств сброса загрязняющих веществ в составе промливневых вод, подлежит отклонению как опровергающийся приведенными выше доказательствами.
Ссылка в жалобе на необоснованное продление административным органом плановой проверки, подлежит отклонению.
На основании Приказа Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 21.06.2017 N 431 должностными лицами контролирующего органа в отношении Общества проводились мероприятия по контролю за соблюдением в процессе осуществления регулируемого вида деятельности установленных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды согласно Плана контрольно-надзорной деятельности на 2017 год, утвержденного приказом Управлением Росприроднадзора по Республике Коми 28.10.2016 N 843 (в редакции приказа Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 17.01.2017 N18).
Срок проведения проверки определен с 10 июля по 4 августа 2017 года. 31 июля 2017 года Управление приняло решение о продлении срока выездной плановой проверки по 01 сентября 2017 года, о чем был издан приказ N 548 от 31 июля 2017 года
Из материалов дела следует, что срок проведения проверки должностным лицом административного органа продлевался, в том числе с целью запроса дополнительных материалов в ФГБУ Северное УМС "Коми ЦМС" и в других государственных органах, было вызвано исследованием всех имеющихся материалов дела для дачи надлежащей квалификационной оценки деятельности Общества, на срок и в порядке, предусмотренном требованиями статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение принятых по делу постановления и судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление и решения являются обоснованными и законными, а оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
Постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Коми Шиковой Н.В. N 05-70/2017 от 10.10.2017, решение судьи Печорского городского суда Республики Коми от 29.01.2018 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 14.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении АО "Интер РАО-Электрогенерация" оставить без изменения, жалобу Гуляева А.Н. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя - А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.