Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу Короткова В.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 07.07.2017
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Короткова В.В,
установил:
постановлением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 07.07.2017 Коротков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде ареста сроком на 15 суток.
В порядке статей 30.1 - 30. 7 КоАП РФ приведенное постановление не обжаловалось, вступило в законную силу 18.07.2017.
В жалобе Коротков В.В. просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на то, что приговором Воркутинского городского суда Республики Коми от 06.03.2018 он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ, ч. 1 ст. 318 УК РФ, при этом обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, и обстоятельства совершения одного из эпизодов преступления, совершенного 06.07.2017, по его мнению, совпадают, что является основанием для отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и приложенные к ней документы, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.07.2017 в 19 часов 00 минут Коротков В.В. находился "Адрес обезличен", где безадресно выражался грубой нецензурной бранью, на замечания не реагировал, выражая тем самым явное неуважение к обществу, чем нарушил общественный порядок.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Короткова В.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.
Согласно представленной заявителем копии приговора Воркутинского городского суда от 06.03.2018, Коротков В.В. признан виновным в применении насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти - инспектора отдельного взвода дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по г. Воркуте Х. в связи с исполнением последним своих должностных обязанностей, и применении насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти - оперуполномоченного отдела уголовного розыска ОМВД России по г. Воркуте А. в связи с исполнением последним своих должностных обязанностей.
События преступлений имели место 06 июля 2017 года и 12 сентября 2017 года, соответственно, в г. Воркуте Республики Коми при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Так, относительно эпизода, совершенного 06.07.2017 в приговоре указано следующее, 06.07.2017 г. сотрудники полиции С., П... и М., находившиеся при исполнении служебных обязанностей, примерно в 18 час. 40 мин, обратили внимание на Короткова В.В. и К., которые находились на проезжей части (в районе светофора) "Адрес обезличен", между ними происходил конфликт, что мешало нормальному движению транспорта по проезжей части и создавало аварийную ситуацию для участников дорожного движения на данном участке.
Сотрудники полиции С. и П. подошли к Короткову В.В. и К., представились сотрудниками полиции, показали свои служебные удостоверения и установили, что Коротков В.В. столкнул К. с мотоцикла и повредил его мотоцикл, после чего приняли решение о доставлении вышеуказанных граждан в дежурную часть ОМВД РФ по г. Воркуте для дальнейшего разбирательства и выяснения обстоятельств произошедшего конфликта по устному заявлению К. о совершении в отношении него Коротковым В.В. противоправных действий, после чего доставили Короткова В.В. и находившуюся с ним Е. на служебном автомобиле к зданию ОМВД РФ по г. Воркуте. Однако Е... и Коротков В.В. вышли из автомобиля и пошли "Адрес обезличен" Сотрудники полиции С. и П. попросили Е. и Короткова В.В. не уходить от здания ОМВД РФ по г. Воркуте, однако Коротков В.В, на неоднократные законные требования сотрудников полиции не реагировал, в связи с чем, сотрудники полиции С. и П. применили в отношении Короткова В.В. физическую силу, а именно загиб руки за спину и специальные средства (наручники), после чего Коротков В.В. был помещен в отсек для задержанных служебного автомобиля сотрудников полиции.
В этот момент мимо проезжали сотрудники ГИБДД ОМВД РФ по г. Воркуте Х. и П., находившиеся при исполнении служебных обязанностей в форменной одежде, которые увидели, что сотрудникам полиции С... и П... граждане оказывают сопротивление, в связи с чем, ими было принято решение остановиться и оказать помощь в доставлении граждан в дежурную часть ОМВД РФ по г. Воркуте.
Х. и П., действуя как должностные лица правоохранительного органа, являясь представителями власти, остановили служебный автомобиль, и подошли к служебному автомобилю сотрудников полиции С. и П., в котором находился в отсеке для задержанных Коротков В.В, а также рядом находилась Е., которая не желала ехать в отсеке для задержанных служебного автомобиля. Х. стал разъяснять Е., что в отсеке для задержанных нельзя находиться с дамской сумочкой.
В этот момент Коротков В.В, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выпрыгнув из отсека для задержанных служебного автомобиля, стоявшего возле "Адрес обезличен" и умышленно, осознавая, что сотрудники полиции являются представителями власти, попытался нанести удар головой Х, намереваясь попасть ему в голову, но удар не достиг цели, поскольку Х. успел увернуться от удара. Тогда Коротков В.В, продолжая реализовывать умысел на применение насилия к представителю власти, укусил Х. в область правого плеча, причинив ему физическую боль и телесное повреждение в виде кровоподтека передней поверхности в нижней трети правого плеча, которое квалифицируется как повреждение, не причинившее вреда здоровью.
В результате преступных действий Короткова В.В. был нарушен установленный государством порядок управления и нормальная деятельность представителя власти Х, действовавшего в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
В соответствии со статьей 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства.
Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении по делу "Сергей Золотухин против Российской Федерации" (Страсбург, 10 февраля 2009 года), положения данной статьи подлежат применению, как в уголовном производстве, так и в производстве по делам об административных правонарушениях; статья 4 Протокола N 7 к Конвенции должна толковаться как запрещающая преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), "если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же".
С указанными выше положениями корреспондирует п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Следовательно, при решении вопроса о прекращении производства по делу об административном правонарушении по указанному основанию необходимо установить, какие существенные признаки совершенного лицом противоправного деяния были учтены в целях его квалификации по статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации при вынесении постановления о возбуждении уголовного дела; совпадают ли какие-либо из них с признаками, положенными в основу квалификации действий лица при возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Часть 1 ст. 318 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Из анализа представленных материалов дела и представленной копии приговора суда следует, что существенные признаки совершенного Коротковым В.В. деяния, которые были учтены при квалификации его действий по ч. 1 ст. 318 УК РФ (по эпизоду от 06.07.2017 в отношении Х.), не совпадают с признаками, положенными в основу квалификации его действий при возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены постановления Воркутинского городского суда Республики Коми от 07.07.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении Короткова В.В. не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 07.07.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении Короткова В.В. оставить без изменения, жалобу Короткова В.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя - А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.