Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
Председательствующего - Козырь Е.Н,
Судей - Мамия М.Р, Тхагапсовой Е.А,
при секретаре - Гречиной Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Иванова ФИО19 к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения по апелляционной жалобе ответчика ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 02 октября 2017 года, которым постановлено:
иск Иванова ФИО20 к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение N 18 от 17.05.2017 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, которым постановлено снять Иванова С.В. "данные изъяты" г.р. с учета нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи супруга Крамарова ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ г.р, сын Иванов ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ г.р, сын Иванов ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ.р.
Признать за Ивановым ФИО24 право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в размере "данные изъяты" кв.м.
Обязать ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обеспечить Иванова С.В. и членов его семьи составом семьи 4 человека жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья согласно очередности в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения. Указал в обоснование, что 17.05.2017 заместителем начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ принято решение N18 о снятии истца с членами его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях. Полагая данное решение незаконным, истец ссылался на то, что основанием для снятия истца с учета нуждающихся послужило решение Майкопского городского суда РА от 14.02.2014, согласно которому, Иванов С.В. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" Иванов С.В. и члены его семьи признаны утратившими право пользования указанным жилым помещением. Между тем, с 01.04.2009 истец признан нуждающимся на улучшение жилищных условий жилищной комиссией войсковой части 54987 составом семьи из четырех человек: супруга Крамарова А.Л. - ДД.ММ.ГГГГ г.р, сын Иванов К.С. - ДД.ММ.ГГГГ г.р, сын Иванов М.С. - ДД.ММ.ГГГГ г.р.; избранное место жительства г.Сочи, форма обеспечения - жилищная субсидия. Письмом от 20.01.2017 N116ж ответчик сообщил истцу о намерении обеспечить его и членов его семьи жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения согласно очередности. В связи с изложенным, истец полагал, что объем субсидии должен составлять с учетом членов семьи "данные изъяты" кв.м.
Просил суд решение N18 от 17.05.2017 ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся Иванова С.В. и членов его семьи признать незаконным и отменить; признать за ним право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством в размере "данные изъяты" кв.м и обязать ответчика обеспечить истца и членов его семьи составом семьи из 4 человек жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья согласно очередности в соответствии с действующим законодательством.
Суд первой инстанции принял изложенное выше решение об удовлетворении исковых требований Иванова С.В.
В своей апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просит решение суда отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Иванова С.В.
В доводах жалобы апеллянт ссылается на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неверное применение норм материального права. Указывает, что в целях предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения Иванову С.В. в соответствии с распоряжением главы администрации г.Майкопа Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N N и на основании ордера N N, выданного ДД.ММ.ГГГГ, было предоставлено жилое помещение по договору социального найма - двухкомнатная квартира общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенная по адресу: "адрес" на состав семьи четыре человека: Иванов С.В, супруга Иванова Н.Н, сын Иванов А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р, дочь Иванова В.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В дальнейшем, в связи с расторжением брака, на основании решения Майкопского городского суда РА от 14.02.2014 Иванов С.В. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" После вступления решения суда в силу, Иванов С.В, его новая супруга Иванова А.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р, сыновья Иванов К.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р, Иванов М.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р, сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
Согласно сведениям из ЕГРН, с ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения по адресу: "адрес", является бывшая супруга истца - Иванова Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
По мнению ответчика, Иванов С.В. утратил право пользования вышеуказанным жилым помещением, оставив его бывшей супруге и детям. При этом, указывает апеллянт, Иванов С.В. уже был обеспечен жильем по договору социального найма, относящимся к государственному жилищному фонду в соответствии с установленной учетной нормой, после чего самостоятельно распорядился предоставленным ему государством жилым помещением, предоставив его в пользование бывшим членам своей семьи.
В случае, если военнослужащий либо член его семьи распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может представить документы о его освобождении, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения (по договору социального найма, в собственность бесплатно или предоставления жилищной субсидии), даже после истечения срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Данные положения подтверждены ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ч.1 ст. 51 ЖК РФ.
Учитывая, что на 14.02.2006 (на момент признания Иванова С.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении) для граждан, проживающих в отдельных квартирах (жилых домах), решением городского собрания г.Сочи N21 установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере 10 и менее квадратных метров, а площадь жилого помещения по адресу: Республика Адыгея, "адрес" составляла "данные изъяты" кв.м (т.е. фактическая общая площадь на 1 человека превышала нормативную, и составляла "данные изъяты" кв.м = ( "данные изъяты" кв.м / 4 чел.), соответственно, считает апеллянт, Иванов С.В. не мог быть признанным нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма. Кроме того, Иванов С.В. не сдал жилое помещение, предоставленное за счет Министерства обороны РФ, в связи с чем, не имел права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, установленном ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а также не имеет права на постановку в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма в виду обеспеченного его жилым помещением более учетной нормы в 1996 году.
Заявитель жалобы полагал, что повторное обеспечение истца жилым помещением по договору социального найма возможно только органами местного самоуправления в общем порядке, а не ответчиком ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, поскольку обязанность по предоставлению военнослужащим жилья возлагается на Министерство обороны РФ один раз за все время службы.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции ответчик полагает подлежащим отмене.
В возражениях на апелляционную жалобу Иванов С.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика - отклонить.
В силу п.2 ч.4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно ч.5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение.
Установив, что в деле отсутствуют сведения о надлежащем извещении судом первой инстанции ответчика ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия определением от 23 октября 2018 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в соответствии с п.2 ч.4 ст. 330 ГПК РФ.
При новом рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции истец Иванов С.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, надлежаще извещенного судом апелляционной инстанции о разбирательства дела (л.д. 231-233), в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск в его удовлетворении возражал.
Изучив материалы дела, выслушав Иванова С.В, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно аб3. 1 пункта 14 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями т членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе, путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жильем на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Абз. 2 пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жтлых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании п.14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащий в любом случае обязан сдать ранее предоставленное ему от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения, в том числе, из-за обращения жилого помещения в свою собственность в порядке приватизации, реализация права военнослужащего на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного жилья.
При этом совершение военнослужащим действий по приватизации предоставленного ему жилого помещения, не влечет его снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а лишь производится расчет площади вновь предоставляемого жилого помещения с зачетом ранее предоставленной.
Данные выводы корреспондируются с подп. "д" п.10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N1054, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Между тем, как усматривается из материалов дела, истцом не осуществлялись действия по намеренному ухудшению жилищных условий
Так, установлено, что военнослужащему Иванову С.В. на основании распоряжения главы администрации г.Майкопа РА от 07.03.1996 N585-р и выданного ордера N N от ДД.ММ.ГГГГ, на семью составом 4 человека по договору социального найма было предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенная по адресу: "адрес"
Решением мирового судьи судебного участка N2 г.Майкопа Республики Адыгея от 09.07.2008 брак между Ивановым С.В. и Ивановой Н.Н. был расторгнут.
12.09.2008 истец вступил в брак с Крамаровой А.Л, от брака они имеют двоих детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (01.04.2009), в спорной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес" числились зарегистрированными: Иванов С.В, бывшая супруга Иванова Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р, сын Иванов А.с. ДД.ММ.ГГГГ г.р, дочь Иванова В.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р, вторая супруга Крамарова А.Л, ДД.ММ.ГГГГ г.р, сын Иванов К.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р, сын Иванов М.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решением мирового судьи судебного участка N2 г.Майкопа от 20.06.2008 суд определилпорядок пользования квартирой, расположенной по адресу: "адрес"
Установленными обстоятельствами подтверждается факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, в связи с чем, решением N33 от 01.04.2009 жилищной комиссии войсковой части 54987 Иванов С.В. был признан нуждающимся на улучшение жилищных условий, избранное место жительства г.Сочи, форма обеспечения жилищная субсидия.
Между тем, на основании вступившего в законную силу решения Майкопского городского суда РА от 14.02.2014 Иванов С.В, Крамарова А.Л, несовершеннолетние Иванов К.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р, Иванов М.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. утратили право пользования жилым помещением, сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
Согласно сведениям из ЕГРН, с 28.08.2015, после признания Иванова С.В. решением суда утратившим права пользования жилым помещением, собственником спорной квартиры является бывшая супруга истца - Иванова Н.Н.
Сведений о наличии права собственности на данное жилое помещение, а равно и иные жилые помещения у Иванова С.В, в деле не имеется. Доказательств самовольного распоряжения Ивановым С.В. квартирой, расположенной по адресу: "адрес" не представлено.
В материалах дела также отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие об обжаловании ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ решения Майкопского городского суда РА от 14.02.2014 о признании военнослужащего Иванова С.В. утратившим право пользования предоставленным ему жилым помещением, которое на момент принятия решения являлось муниципальным и не принадлежало на праве собственности третьим лицам. Кроме того, не имеется данных об оспаривании ответчиком приватизации спорной квартиры бывшей супругой истца - Ивановой Н.Н, истребования данного жилого помещения в государственный жилищный фонд.
Согласно ст. ст. 31, 69 ЖК РФ к членам семьи собственника (нанимателя) жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником (нанимателем) в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители. Члены семьи собственника (нанимателя) жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником (нанимателем), если иное не установлено соглашением между собственником (нанимателем) и членами его семьи.
Таким образом, военнослужащий Иванов С.В. и члены его семьи - супруга Крамарова А.Л, дети Иванов К.С, Иванов М.С. не были обеспечены жильем в установленном законом порядке, допустимых доказательств намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий в материалы дела не представлено. Соответственно, решение N18 от 17.05.2017 о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях нарушает право указанных граждан на обеспечение жильем и является незаконным.
В силу п.4 ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством РФ м учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии определен Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", утвержденными Постановлением Правительства РФ N76 от 03.02.2014.
Порядок предоставления субсидии регламентирован Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ и гражданам РФ, уволенным с военной службы, утвержденным приказом Министра обороны РФ N510 от 21.07.2014.
Согласно п.1 Правил, настоящие Правила определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации,, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) (далее - военнослужащие), и иным лицам в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п.2 Правил, расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле:
Н = 18 кв.м х 4, где Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3-6 настоящих Правил.
Как усматривается из материалов дела, с 01.04.2009 истец состоял на учете в жилищной комиссии войсковой части в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в виду обеспеченности его и членов его семьи жилым помещением ниже учетной нормы.
При таких обстоятельствах при определении объема субсидии, на которую имеет право претендовать Иванов С.В. с учетом состава семьи из четырех человек с зачетом его доли в площади в ранее предоставленном жилом помещении, необходимо исходить из расчета: "данные изъяты"
На основании изложенного, отменив решение суда первой инстанции в соответствии с п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ и принимая решение по делу, исковые требования Иванова С.В. судебная коллегия находит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 02 октября 2017 года отменить.
Принять новое решение, которым признать незаконным и отменить решение N18 от 17.05.2017 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, которым постановлено снять Иванова ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи: супруга Крамарова ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Иванов ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Иванов ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за Ивановым ФИО29 право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в размере "данные изъяты" кв.м.
Обязать ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обеспечить Иванова ФИО34 ФИО30 и членов его семьи: супруга Крамарова ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Иванов ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Иванов ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья согласно очередности в соответствии с действующим законодательством.
Председательствующий Е.Н. Козырь
Судьи М.Р. Мамий
Е.А. Тхагапсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.