Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Бзегежевой Н.Ш,
судей - Муращенко М.Д. и Сиюхова А.Р,
при секретаре судебного заседания - Охтовой З.А,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Бислангурова А.А. на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 14 августа 2018 года, которым постановлено:
- В удовлетворении искового заявления Бислангурова А.А. к ОАО "Чрезвычайная страховая компания" о взыскании неустойки за необоснованную задержку страховой выплаты по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ в размере 788 342 /семьсот восемьдесят восемь тысяч триста сорок два/ рубля 25 копеек, и о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 /триста тысяч/ рублей, отказать.
Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш, пояснения представителя истца Бислангурова А.А. по доверенности и ордеру Совмиз М.А, поддержавшей доводы, апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Истец Бислангуров А.А. обратился в суд с иском к ОАО "Чрезвычайная страховая компания" (далее ОАО "ЧСК") о взыскании неустойки за необоснованную задержку страховой выплаты по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, и о взыскании морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с 2002 года проходил военную службу в УФСИН России по Республике Адыгея. В период прохождения службы, 26.08.2010 получил травму "данные изъяты". Приказом УФСИН России по Республике Адыгея от 15.06.2016 N, уволен из органов УИС на основании пункта "в" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
01.06.2017, в связи с заболеванием полученным в период военной службы, Бислангурову А.А. установлена II группа инвалидности сроком на один год.
Приказом УФСИН России по Республике Адыгея от 14.06.2017 N в приказ УФСИН России по Республике Адыгея от 15.06.2016 N внесены изменения в части основания увольнения Бислангурова А.А. с пунктом "в" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на пункт "з" части 4.1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья).
14.06.2017 истец обратился в УФСИН России по Республике Адыгея с имеющимися у него документами, которые 26.06.2017 переданы в ОАО "ЧСК", для принятия решения о выплате страховой суммы.
ОАО "ЧСК" произвел выплату страхового возмещения Бислангурову А.А. только 14.09.2017 в сумме 1 231 784 рубля 77 копеек.
26.09.2017 истец направил в адрес ОАО "ЧСК" досудебную претензию о выплате неустойки за период задержки выплаты страхового возмещения с 11.07.2017 по 13.09.2017 в размере 788 342 рубля 25 копеек.
16.10.2017 страховая компания направила в адрес истца мотивированный отказ в выплате неустойки, указав, что истец не представил своевременно все необходимые медицинские документы относительно установления ему II группы инвалидности, свидетельствующие о причинной связи с заболеваниями в период прохождения военной службы.
Истец просит взыскать с ОАО "ЧСК" в его пользу неустойку в размере 788 342 рублей 25 копеек за необоснованную задержку выплаты страховой суммы, а также компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Бислангуров А.А, просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены и истолкованы нормы материального права. Обращает внимание суда на то, что при обращении с заявлением о получении страхового возмещения представил ответчику все необходимые документы, для принятия решения об указанной выплате.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя истца по доверенности и ордеру, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Бислангуров А.А. с 2002 года проходил военную службу в УФСИН России по Республике Адыгея.
В период прохождения службы, 26.08.2010 истец получил травму - сотрясение головного мозга.
Приказом УФСИН России по Республике Адыгея от 15.06.2016 N, Бислангуров А.А. уволен из органов УИС на основании пункта "в" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
06.02.2017 между УФСИН России по Республике Адыгея и ОАО "ЧСК" заключен государственный контракт N N в соответствии с которым сотрудники УФСИН России по Республике Адыгея, в том числе Бислангуров А.А, застрахованы на оказание услуг по обязательному государственному страхованию
01.06.2017, в связи с заболеванием полученным в период военной службы, Бислангурову А.А. установлена II группа инвалидности сроком на один год.
Приказом УФСИН России по Республике Адыгея от 14.06.2017 N N в приказ УФСИН России по Республике Адыгея от 15.06.2016 N N внесены изменения в части основания увольнения Бислангурова А.А. с пункта "в" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на пункт "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья).
В связи с установлением инвалидности, 14.06.2017 Бислангуров А.А. обратился в УФСИН России по Республике Адыгея с заявлением о получении страховой суммы. Впоследствии данные документы были переданы 26.06.2017 в ОАО "ЧСК" для принятия соответствующего решения.
28.06.2017 ОАО "ЧСК" запросил в УФСИН России по Республике Адыгея документы, необходимые для принятия решения о выплате страховой суммы, которые Бислангуров А.А. не представил, а именно: копию свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии, либо другие военно-медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья.
24.07.2017 в ОАО "ЧСК" поступила копия заключения ВВК ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России по Республике Адыгея, после чего 26.07.2017 страховая компания обратилась к и.о. руководителя - главного эксперта по медико-социальной экспертизе с просьбой провести проверку обоснованности установления Бислангурову А.А. II группы инвалидности в причинной связи с заболеваниями в период прохождения военной службы.
06.09.2017 в адрес ОАО "ЧСК" поступили результаты проверки решения бюро N N филиала ФКУ "ГБ СМЭ по Республике Адыгея", в соответствии с которой у Бислангурова А.А. выявлены "данные изъяты", что дает основание для установления второй группы инвалидности, с причиной "заболевание получено в период военной службы", сроком на один год, до 01.06.2018, на основании Приказа МТ и СЗ РФ от 17.12.2015 N N (п. 6.1.3.4) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" с Приложением. Имеющиеся стойкие нарушения функций организма привели к ограничению основных категорий жизнедеятельности в виде самообслуживания второй степени, самостоятельного передвижения второй степени, трудовой деятельности второй степени, что обуславливает социальную недостаточность, требует мер социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию, и дает основание для разработки ИПРА сроком на один год, до 01.06.2018. Решение бюро N 4 - филиала ФКУ "ГБ СМЭ по Республике Адыгея" не изменено.
Платежным поручением от 14.09.2017 N N ОАО "ЧСК" перечислило Бислангурову А.А. страховую сумму по обязательному государственному страхованию в размере 1 231 784 рубля 77 копеек (том N 1 л.д. 100).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что сумма страхового возмещения выплачена ответчиком в сроки, установленные законом, а значит требования истца удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно статье 1 ФЗ N 52-ФЗ от 28.03.1998 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников федеральных органов налоговой полиции" объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
В соответствии со статьей 7 ФЗ N 52, в целях своевременной выплаты страховых сумм организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. Организации страхователя обязаны сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять ему необходимые сведения об обстоятельствах наступления этих случаев.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из раздела 3 данного Перечня, в случае установления застрахованному лицу инвалидности требуется заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы; справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья.
Таким образом, наступление страхового случая должно быть подтверждено совокупностью сведений, содержащихся в вышеуказанных документах.
Пунктом 23 Государственного контракта от 06.02.2017 N N заключенного между УФСИН России по Республике Адыгея и ОАО "ЧСК" предусмотрено, что страховщику предоставляется право в случае необходимости запрашивать сведения, связанные со страховым случаем, у страхователя, иной организации страхователя, а также у иных организаций, располагающих информацией об обстоятельствах наступления страхового случая (том N 1 л.д. 82-94).
В соответствии с пунктом 27 Государственного контракта, в случае если страховщиком получены не все документы и (или) документы ненадлежащим образом оформлены, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня получения документов письменно запрашивает недостающие и (или) ненадлежащим образом оформленные документы у лиц (организаций), направивших страховщику документы, и (или) организаций, оформивших документы в соответствии с перечнем, указанным в пункте 24 данного Государственного контракта.
Как следует из материалов дела, Бислангуров А.А. при обращении с заявлением о получении страхового возмещения, в нарушение пункта 3 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 855, не представил копию свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справку) военно-врачебной комиссии и другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья.
В связи с чем, ОАО "ЧСК", руководствуясь подпунктом "б" пункта 23 Государственного контракта от 06.02.2017 N N воспользовался своим правом истребования сведений об обстоятельствах наступления страхового случая (том N 1 л.д. 112).
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1% страховой суммы за каждый день просрочки.
Судом установлено, что 06.09.2017 документы получены ответчиком ОАО "ЧСК", страховое возмещение перечислено Бислангурову А.А. 16.09.2017, а значит в установленные законом сроки.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, страховщик допустил задержку выплаты страховой суммы по уважительной причине, так как осуществляя проверку наличия у Бислангурова А.А. права на ее получение и произвел перечисление денежных средств после получения необходимых документов без просрочки.
Поскольку в данном случае выплата страховой суммы назначена страховщиком истцу с задержкой по уважительной причине, правовых оснований для взыскания морального вреда у суда не имелось.
Таким образом, довод истца о необоснованной задержке страховщиком выплаты страховой суммы, ввиду того, что им были представлены все необходимые документы для выплаты страхового возмещения, является ошибочным и подлежит отклонению.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 14 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Бислангурова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий - Н.Ш. Бзегежева
Судьи - М.Д. Муращенко
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.